Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

Однако у руководителей строительства в это время еще сохранялась возможность корректировать излишне радикальные постановления комитетов. В августе 1917 года начальник 9-го участка Д. Д. Кожевников узнал о намерении комитета 3-й дистанции отпускать продукты священнику сгоревшей церкви села Пулозера по номенклатурным (рыночным), а не контрактным ценам и распорядился отменить это постановление, сославшись на то, что священник «ни разу не отказывался исполнять требы, крестины, похороны». Он обратился в участковый комитет с предложением соорудить новую церковь взамен сгоревшей, тем более что у священника уже имелись денежные пожертвования, «собранные местными лопарями». Кожевников настаивал на необходимости «собрать для этого еще денег по подписке и вызвать плотников, пожелавших работать во внеурочное время за вознаграждение или сдельно» [НАРК. Ф. 320. Оп. 7. Д. 1/4. Л. 120]. Устоявшиеся отношения между людьми к а к одна из структур повседневности Статистические данные по «району тяготения Мурманской железной дороги», известные руководителям строительства, основывались на результатах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. В ее итоговом экономико-географическом обзоре Кольского полуострова на территории Александровского уезда начала ХХ века были отмечены Кольско-Лопарская, Кузоменская, Мурманско-Колонистская, Понойская, Териберская, Тетринская и Умбская волости (правда, «Адрес-календарь Архангельской губ. на 1903 г.» указал Териберское общество входящим в Кольско-Лопарскую вол.) [Адрес- к ал ен д ар ь ., 1903: 19; Голубев, 2011: 174]. В составе населения полуострова, насчитывавшего 14 300 чел. и имевшего плотность 0,11 чел. на квадратную версту, перечислялись «русские, финны, саамы (лопари), иженцы (так в документе. — Е. Д.), зыряне, самоеды, выходцы из Норвегии и Печорского края». Среди основных занятий жителей были названы оленеводство, охота, промысел морского зверя, рыбная промышленность, а также «лов в прилегающих морях и в Северной Атлантике», который «является одной из основных отраслей специализации Кольского полуострова» [Голубев, 2011: 174]. Любопытно пояснение, сделанное в записках путешественника, проехавшего в 1917 году по только что сооруженной магистрали от Кеми до Мурманска, о том, что «Имандра — месторождение северного оленя». Оно, несомненно, лишний раз указывает на инженерную профессию и технический склад ума их автора, который обратил внимание и на особенности традиционного природопользования в Заполярье: «целые стада оленей пасутся здесь в ущельях гор, но пасут их не люди, а собаки, специально на этот случай выдрессированные» [Построечник, 1917: 2 ноября]. Описывая село Поньгома, расположенное вблизи от одноименной железнодорожной станции, «Построечник» отметил происшедшее буквально на глазах «воздорожание» продуктов морского промысла. Если прежде пуд (16,38 кг) соленой сельди «стоил 2 рубля 20 копеек, то теперь десяток — 6 гривен» (60 коп. — Е. Д.), — сокрушался автор записок [Построечник, 1917: 28 октября]. По его рассказу, местные жители вели торговлю с Кемью и Архангельском, где на вырученные от продажи сельди деньги им удавалось разжиться «красным товаром» (мануфактурными и галантерейными изделиями). Поскольку в бухту Поньгома заходили пароходы и становились на якорь недалеко от берега, 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz