Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

к общественному компромиссу, с одной стороны, и желание не только военных, но и оказавшихся под их влиянием жителей губернских центров, уездных городов и даже карельской глубинки Олонецкой и Архангельской губерний утверждать свою правоту с помощью насилия — с другой. Геополитическое значение Российской Карелии и Кольского Севера, возросшее в годы Первой мировой войны и обусловленное строительством Мурманской железной дороги, потребовало формирования новых ориентиров и ценностей. Они определялись как особенностями региональных культурных традиций, так и социальными, политическими, экономическими интересами государства. Влияние военного фактора на условия жизни строителей магистрали прежде всего проявилось особой остротой продовольственного кризиса, вызванного большим притоком мигрантов в регион в связи с постройкой МЖД [Нахтигаль, 2011; Кривоноженко, 2020] (рис. 1). Рис. 1. Олонецкий вице-губернатор А. Ф. Шидловский, видный исследователь Севера России. В 1914 г. был привлечен принцем А. Ольденбургским, верховным начальником санитарной и эвакуационной части российской армии, для решения вопроса о безотлагательном строительстве МЖД [Дубровская, Кораблев, 2017: 96] В центре внимания историков российской революции 1917 года, Гражданской войны и военной интервенции в советскую Россию традиционно оставались институты власти и основные участники борьбы за власть, крупнейшие политические партии и их главные лидеры [Петров, 2017]. Между тем исследование повседневных практик выживания, к которым, в частности, вынуждены были прибегать и строители Мурманской дороги в экстремальных обстоятельствах военного и революционного времени, открывает перспективы для изучения истории повседневности на фоне социокультурных перемен 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz