Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

революционных перемен 1917 года. Автор предлагает рассмотреть аспекты трансформации отдельных социальных ценностей, провоцировавшей состояние социального напряжения и вместе с тем укреплявшей старые психологические стереотипы. Исследованы такие структуры повседневности, как отношения человека с миром окружающих его вещей, отношения между людьми и общественные настроения. ^гав вынужденными переселенцами на север России, строители магистрали почувствовали поликультурность региона, где им довелось оказаться вместе с тысячами других трудовых мигрантов в Карелию и на Кольский Север. Отмечено, что одним из факторов дестабилизации повседневной жизни рабочих и служащих дороги в 1917 году стало усиление этнической преступности, связанной с появлением китайских рабочих. Ключевые слова: Мурманская железная дорога, Первая мировая война, российская революция 1917 года, Карелия, Кольский Север, рабочие, служащие, повседневность EVERYDAY LIFE OF RAILWAY CONSTRUCTION IN THE NORTH OF RUSSIA: BUILDING OF THE MURMANSK HIGHWAY AND CHANGES IN THE REVOLUTIONARY 1917 Elena Yu. Dubrovskaya Institute of Language, Literature and History o f the Karelian Research Centre of RAS Abstract Based on archive materials and published sources the paper studies the questions of railway builders' every-day life during the construction of the Murmansk railway as well as in 1917, the period of revolutionary changes. The author suggests aspects of transformation of some social values, which provoked social strain condition and strengthened old psychological stereotypes at the same time. The study shows such daily structures as human being attitude to surrounding world's belongings, relationship with other people and social mood. The railway builders, who have become unwilling settlers in the North of Russia, felt polycultural character of the region they found themselves together with thousands of other working migrants to Karelia and Kola North. Increasing of ethnic criminality connected with arriving of Chinese workers is identified as one of the factors, which made every-day life of construction workers and office- workers unstable. Keywords: Murmansk railway, World War I, Russian revolution 1917, Karelia, Kola North, construction workers, office-workers, daily Повседневность в экстремальных обстоятельствах Мурманская железная дорога, введенная в эксплуатацию в ноябре 1916 года, стала важным звеном в системе коммуникаций, соединивших Российскую империю через порты Европейского Севера с союзными странами Антанты. События всемирно-исторической важности, связанные с Первой мировой войной, сыграли особую роль для Российской Карелии и Кольского Севера, став своего рода проектом дальнейшего социального и экономического развития края на протяжении всего ХХ столетия [Трошина, 1914; Голдин, 1918; Харитонов, 1984; Juntunen, 1997; Агамирзоев, 2008; Голубев, 2011; Нахтигаль, 2011; Дубровская, Кораблев, 2017]. В период российской революции 1917 года трансформация политической системы протекала на фоне усталости населения от государственного произвола военного времени и порождала надежды на «лучшие времена» [Зимина, 2007: 116]. Социальная трансформация наиболее отчетливо проявляется в переходные периоды. На севере России особенно заметными становились стремление 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz