Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

на склоне горы, окультуривание берегов озер путем создания полей и огородов, обустройство пешеходных троп и убежищ для туристов, на горных плато и в еловых лесах — строительство санаториев «с большими верандами для лечения горным воздухом и лучами незаходящего летнего солнца» [Ферсман, 1929: 80]. Особенно красочно рисовалась в воображении А. Е. Ферсмана «новая промышленная жизнь». Ее основа — полезные ископаемые, состоящие преимущественно из апатитонефелиновой породы. Академик представлял работу пяти-шести рудников, добывающих «главное богатство» — апатит, а также разбросанные рудники отдельных цирков Хибинских и Ловозерских тундр, извлекающие титановые, молибденовые, циркониевые руды. «Загорится» новая жизнь благодаря разработанной транспортной системе: на север, через порты Мурманска — в Англию, Германию и Скандинавские страны; на юг, создавая фабрики и развивая промышленность населенных пунктов, расположенных на реках Нива, Ковда, Кемь или Выг — источниках водной энергии. Расширяя пространственные границы своего проекта, автор представляет работу новых «бумажных и лесных» комбинатов, фабрик керамических изделий и карборунда в Карелии. На этом Ферсман останавливается в создании картин будущего, не осмеливаясь предложить новые продукты и методы их обработки: « .С е й ч а с трудно еще предвидеть те пути, по которым пойдет новая промышленность» [Ферсман, 1929: 81]. Завершая радужную картину, но не проект, он пишет: «Я считаю, что ясное понимание тех затруднений, которые могут встретиться на каком-либо пути, есть первый залог их преодоления» [Там же: 82]. Трудности, препятствующие достижению запланированного будущего, автор разделил на «затруднения», «заботы», «задачи». Он систематизировал их и установил последовательность. Затруднение (1) связано с природно-климатической спецификой региона. Наибольшие помехи видятся «в долгой и темной зиме с полутора месяцами полярной ночи, с резкими и внезапными переменами погоды, с осенними и зимними буранами и ледяными туманами». Это затруднение «усложнит открытую добычу апатитовой породы и заставит переходить на более дорогие подземные выработки» [Там же: 82]. Заботы (2, 3). «Безлюдье» Кольского полуострова А. Е. Ферсман относит к категории забот. По его мнению, это временное беспокойство, поскольку колонизационные задачи успешно осуществляла Мурманская железная дорога. Был необходим комплекс действий, нацеленных не только на перенаправление миграционных потоков, но и на мотивацию и адаптацию новых жителей: «Приучить нового поселенца и рабочего к полярным условиям, надо его психику, быт и обычаи жизни приспособить к тем условиям, к которым уже привыкло местное население» [Там же: 82]. Еще одной заботой академик считал отсутствие «на нашем Севере некоторых основных веществ, необходимых для промышленного развития края». В частности, он упоминает о колчеданах, необходимых для сернокислотной промышленности, каолинов и высокосортных глин — для керамической и гончарной промышленности и известняков — для извести, цемента и химических производств. Задачи (4, 5) — это временные, но быстро преодолимые проблемные ситуации. Первостепенная задача — «победа над расстояниями», она вызвана удаленностью Мурманского края от основных промышленных центров страны, 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz