Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

социального мира, а значит, и нового, не противоречащего старому, социального порядка [Лабунцов, 1929; Ферсман, 1929, 1930, 1931; Фивег, 1930; Куплетский, 1932; Бонштедт-Куплетская, 1965 и др.]. В 1929 году произошло несколько ключевых событий: продолжались геолого-разведочные работы, начались горные работы, развернулось жилищное строительство, на площадке у рабочего поселка появился буровой станок — началось бурение, была создана Апатито-нефелиновая комиссия Главхима ВСНХ СССР, экономически было обосновано строительство в Хибинах. «К этому времени уже определилось огромное промышленное значение апатито-нефелиновых руд Хибинского горного массива» [Киселев, Краснобаев, 1981: 10]. Перспектива «интереснейшей и экономически заманчивой картины» разворачивалась на глазах исследователей Хибин. Именно «картину» А. Е. Ферсман предложил читателю в разделе «Будущее Хибинских Тундр». Эта картина имела конкретное финальное воплощение — карту с пояснениями намечаемых мероприятий [Ферсман, 1929: 94-95]. Будущее А. Е. Ферсмана — это система социальных представлений, «социальное воображаемое, которое есть не что иное, как система интерпретаций мира» [Касториадис, 2012: 67]. Мир Хибин академик видел подчиненным промышленной жизни: системе добыче сырья, его комплексной переработке и транспортировке, основа которой — институционализация науки. Автор представлял будущее как последовательное решение так называемой апатитонефелиновой или хибинской проблемы, которая включала и решение вопросов комплексного использования руд Хибинских месторождений, и создание промышленных, социальных, транспортных систем. Несмотря на то, что предложенные варианты решения проблемы автор обозначил как рисуемое в «розовых красках будущее», он предложил взглянуть на него «не в виде заманчивых, но фантастических планов, а в совершенно реальных штрихах» [Ферсман, 1929: 79]. Таким образом, намечался комплекс мероприятий, реализация которых была как необходимой, так и наиболее вероятной. Первоначальным действием в реализации плана было развитие железнодорожной инфраструктуры, которая, как и все остальное, была призвана ускорить покорение горного массива и формирование нового ландшафта. А. Е. Ферсман представлял систему железнодорожных ответвлений от главной магистрали — Мурманской железной дороги, новая структура названа Хибинской железной дорогой. Она должна была стать ключевой линией с многочисленными станциями, которая «отдельными ветками врежется в узкие долины горного массива, со временем прорежет его по длинной долине Кукисвума до самого севера, обогнет его крутые южные склоны и закончится своими тупиками или под самыми рудниками, или у берегов озера Умпъявра (Умбозеро)» [Там же: 79]. Станции «Белой» Мурманской железной дороги отводилась роль сортировочного и товарного пункта. Ее название, конечно, должно было измениться на содержащее в основе имя главного богатства региона. Таким образом, «Белой» было суждено стать «Апатитовой». Вторым пунктом в проекте значится строительство населенного пункта. В 1929 году академик не планировал поселение со статусом города. В его представлениях, это рабочий поселок, потенциальное название которого академик не придумал. Поскольку к постройке Горной станции Академии наук к тому времени уже приступили, объекты будущего населенного пункта должны быть размещены по установленным традициям. Это означало расположение поселка 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz