Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

задание: детально изучить район, прилегающий к трассе. В этой экспедиции участвовало восемь отрядов под общим руководством заведующего отделом геологии Кольской базы А. А. Чумакова. Сезон 1947 года принес ряд существенных перемен в организации полевой работы, в первую очередь это коснулось транспорта. Все отряды на место работы забрасывали гидросамолетами ША-2, прозванными геологами «Шаврухами». Авиационный отряд базировался в Тик- губе на озере Имандра. Снаряжение, продукты, людей из поселка Кукисвумчорр в Тик-губу отвозили на лошадях, а оттуда на самолетах летели на Кейвы и садились на Ефимозеро. Самолет ША-2 брал на борт 100 кг груза или одного человека. Случалось, что геологи оказывались в полной зависимости от нового вида транспорта. И. Д. Батиева приводит такой пример: «Окончив полевые работы, все отряды собрались на западном берегу Ровозера. Ждали прилета самолетов, чтобы вернуться домой. Но не тут-то было! Самолетов пришлось ждать 19 дней, т. к. в аэропорту не было бензина. Продукты давно кончились. Благо, в этот год был большой урожай грибов и ягод. На первое варили грибы жидкие, на второе — густые. Кипяченую водичку заедали черникой и брусникой» (С. 48). Игорь Владимирович в то лето собрал богатый минералогический материал, а зимой закончил диссертацию «Пегматитовые жилы района Западных Кейв», которую защитил 3 июня 1948 года. Свои размышления о жизни и работе на севере он излагает в очередном письме отцу: «Яудовлетворенреальной обстановкой и еще более перспективностью дальнейшей работы. Кроме того, я здесь нашел себе спутника на вторую, надеюсь, более плодотворную половину жизни. Сейчас я начал понемногу ощущать свою “весомость”, чего уже не испытывал с самого начала войны. Авторитет и поддержку, достаточные для стимулирования работ, меня интересующих, я теперь обрел и завтра начинаю новый цикл» (С. 50). «Завтра» имело буквальный смысл. Утром начинался новый полевой сезон 1948 года. Вновь переброски с маршрута на маршрут. Обращает на себя описание различных видов «транспорта» полевого сезона 1948 года: «В этом году я проделал следующее путешествие: на самолете в северо-восточный угол полуострова, провел там месяц и собрал интереснейший материал, затем прилетел назад, запасся продуктами, прилетел на Канозеро, слетал еще на одно озерко (у нас ведь работают только гидросамолеты). Осенью на лодке поднялся по порожистой большой реке (точнее лодка на нас), затем по системе рек и озер на двух лодках, лошадях и, наконец, приехали домой. Летом также передвигались и пешком, и на лодке по озерам и рекам, где было можно. В результате получены многие совершенно новые и неожиданные результаты для мест, где мы побывали и куда поедем в этом году» (С. 51). Полевые работы со временем превращались в привычный образ жизни. Как о само собой разумеющемся сын пишет отцу: «Через полтора месяца мы с Икой гидросамолетами забрасываемся в хорошие края, на одно большое озеро и до середины сентября будем вести кочевую жизнь в лесах и болотах» (С. 54). С лета 1951 года под руководством Игоря Владимировича начались многолетние исследования геологии, стратиграфии, минералогии и полезных ископаемых Больших Кейв. Программой работ предусматривалось составление геологической карты региона. Полевые работы по теме проводились с 1951­ 1956 годов. В большой работе, помимо И. Д. Батиевой, принимали участие и другие сотрудники института. В 1951-1953 годах заброска геологов велась на ША-2, 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz