Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

В этом сборнике опубликованы этнографические опросники, которые являются методическими материалами по курсу «Методика полевых исследований». Основной акцент в данных опросниках был сделан на изучении обрядности жизненного цикла и традиционной пищи. В данное пособие также включен экспериментальный свод вопросов для традиционных и современных магических специалистов. К. К. Логинов глубоко изучал бытовую магию Заонежского и Пудожского края, а также семейные обряды и верования местных жителей. В 2013 году издание “Gubdaily” опубликовало интервью с ученым под заголовком — «Известный карельский этнограф Константин Логинов: колдун или ученый?» [И звестны й ., ЭР]. В этом интервью ему задали вопрос, относит ли он себя к колдунам? К. К. Логинов ответил так: «Это неправда. Я — ученый, который многое узнал благодаря своей работе. А колдун — это человек, который прошел обряд посвящения в колдуны и работает с духами, пребывающими в инферно. Это очень глубокие подземные слои. Ведун работает с духами воды, земли, леса, огня, то есть с тем слоем, в котором мы находимся. А колдун — это очень нехорошо. Тут, знаете, очевидно незнание или непонимание людей. Вот бабушка рассказывает: “Ой, такая колдунья была, такая к о л д ун ья . но, правда, все только на хорошее делала” . Какая ж это колдунья? Понятно, что речь идет о знахарке. Надо различать эти понятия». В связи с затронутой темой о магии и сверхъестественном автору этих строк вспоминается случай, когда Константин Кузьмич писал отзыв на автореферат моей кандидатской диссертации. Так получилось, что у него возникали различные формальные сложности с отзывом: вкрадывались какие-то технические ошибки, в связи с чем пришлось неоднократно его переделывать. Помню, как в один из дней он мне позвонил и сообщил о том, что ему необходимо срочно выезжать на работу, чтобы заверить переделанный отзыв, но ключи от квартиры куда-то затерялись, а на тот момент кроме него дома никого не оказалось. Он тогда неоднократно в своей речи упоминал нечистую силу, которая якобы мешает ему вовремя сделать важное дело. К счастью, все трудности разрешились и отзыв был отправлен вовремя. С большой теплотой вспоминаю все встречи и общение с Константином Кузьмичем! Он трепетно относился к тем, кто обращался к нему за помощью, был по-настоящему добрым и отзывчивым человеком! Светлая память Вам, дорогой Константин Кузьмич! За годы научной деятельности К. К. Логиновым подготовлено и опубликовано около 200 научных работ, среди которых 11 монографий. Он неоднократно публиковался в Трудах Кольского научного центра РАН и собирался прислать статью в этот, 20-й вы п у с к . Основные публикации Константина Кузьмича Логинова Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья: (конец XIX — начало XX в.). СПб.: Наука, 1993. 157 с. Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993а. 227 с. Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX — начало XX в.). Петрозаводск, 2001. 328 с. Логинов К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. 276 с. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz