Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

о том, какой была полевая жизнь конца 1930-х годов. И тогда, и далее из года в год самой сложной оставалась проблема транспорта в условиях бездорожья. В 1930-е годы геологи обычно добирались до Кольского полуострова по железной дороге из Ленинграда. Далее предполагался экспедиционный транспорт, который появился много позже. В описываемое время к месту работы можно было добраться только пешком: «Из Ленинграда до места назначения мы добирались двенадцать дней. Нашей задачей было пройти 500 км маршрутами и разыскать районы слюдоносных жил, где в следующее лето можно будет поставить разведку. Ввиду очень ограниченного времени нам пришлось нормальную дневную норму в 8-10 км маршрута в день довести до 20-24 км в день. По болотам вообще трудно ходить такие расстояния и это тем труднее, что приходилось на себе нести пудовую ношу продуктов и всего прочего (палатка — 6,5 кг, топор, молоток). За семь дней моего первого маршрута я прошел около 140 км вглубь Кольского, где мне предстояло выйти на слюдяной рудник и встретиться там со своим начальником)» (С. 25). Маршрут Игорь проходил вдвоем с рабочим, он пишет, что им «здорово досталось, <... >, на всем протяжении пути необходимо было считать свои шаги, чтобы точно знать пройденное расстояние и вообще чтобы иметь возможность, имея лишь компас, выйти туда, куда надо, ибо запас еды был строго ограничен. В общем, в результате, когда мы пришли на рудник, у нас не осталось ни крошки еды (голодны мы, правда, не были)» (С. 25-26). Геологический маршрут — это, прежде всего, испытание (цепь испытаний), без чего не было бы сюжета. На таком маршруте, который описан, невозможно отмечать ландшафтные особенности или красоты природы. Из природных феноменов заслуживают упоминания только мошки и комары, которые дают повод описать экзотическое облачение, спасающее от них. Оно представляет газовый накомарник и своего рода футляр: « ворот, замотанный чулком и забинтованные поверх рукавов руки, в кожаных перчатках» (С. 25). В тот сезон было пройдено еще два маршрута. «Затем уже с двумя рабочими я проделал другой маршрут, пройдя в течение 6 дней 130 км. На этот раз не было никаких особых оказий, да и ходьба велась при более легких условиях. Жара сменилась прохладой с морозами по ночам и облачной ветреной и иногда дождливой погодой. Количество наших главных врагов — мошек и комаров — резко упало и, в общем, по всем статьям было лучше» (С. 26). Если на первом маршруте что- то замеченное в природе просто фиксируется, то в более благоприятных условиях им можно уже «любоваться»: «Во время первого маршрута из зверья я видел лишь оленей да лосиху с лосенком. Зато во время второго похода удалось вдоволь налюбоваться переправой через реку нами вспугнутой медведицей с двумя медвежатами и дальнейшим их путешествием » (Там же). Обратный путь тоже был сопряжен с погодными и транспортными препятствиями. «Начиная со 2 сентября, мы начали пытаться выехать в Ленинград. Начались штормы, и пароход, который пришел только 10-го числа, не мог нас взять из-за шторма. На другой день мы сдали почти все свои вещи на почту, а сами отправились по берегу пешком и прошли за четыре дня 150 км. А затем все же пришлось сидеть в деревне без особой надежды на скорый отъезд. Пешком идти также стало невозможно т. к. болота стали непроходимыми. И 22.09. нам удалось выбраться оттуда на самолете. В воздухе я проболтался в общей сложности пять часов, но на железную дорогу попал лишь 24-го вечером». 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz