Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
мистическая история. Я в детстве, как многие дети, говорил, что буду капитаном дальнего плавания. До четвертого класса учился на одни “пятерки”, в пятом появились “тройки”, в шестом их уже стало много. И в 1967 году, как раз перед седьмым классом, над моим родным городом Вытегрой завис НЛО — долго висел, весь город видел, и писали об этом много. А матери приснился сон, что я ночью встал и босиком побежал к НЛО. Мне сбросили лесенку, как из вертолета — веревочную, и я по ней полез. А кто-то внизу говорит: “Смотрите, смотрите, куда Логинов полез” . Примерно через неделю я пошел в библиотеку, взял книгу Николая Николаевича Чебоксарова “Что такое этнография”, прочитал ее и понял, что хочу быть этнографом, снова стал учиться на “четверки” и “пятерки”, и с тех пор вся моя жизнь связана с этнографией»1 [Подосокорский, ЭР]. В 1979 году К. К. Логинов поступил в аспирантуру Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ныне — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)), в сектор этнографии восточных славян. Своими учителями в науке он считал известных этнографов Р. Ф. Итса, А. В. Гадло, К. В. Чистова, Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович. В 1986 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Материальная культура русских Заонежья (вторая половина XIX — начало XX в.)». Его научным руководителем была Татьяна Владимировна Станюкович — известный советский и российский этнограф, специалист по материальной культуре и народному искусству восточных славян, исследователь этнографии русских, историограф Кунсткамеры, создатель первой экспозиции музея Ломоносова, историк музейного дела, автор ставших классическими трудов по этнографическому музееведению и истории Кунсткамеры. К. К. Логинов был одним из последних аспирантов Т. В. Станюкович. В 2019 году в сборнике материалов по результатам международной научной конференции «К 100-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Станюкович» была опубликована его статья [Логинов, 2019], в которой он написал о роли, которую «шефиня» (как с любовью и теплотой он называл Т. В. Станюкович) сыграла в его судьбе: «Она приучила меня безропотно переделывать по пять раз (не меньше) один и тот же научный текст, пока глаз не перестанет спотыкаться о шероховатости лексики и грамматики, не теряя при этом и логику изложения или доказательства. Один раз, признаюсь, был срыв. Когда Татьяна Владимировна мне в четвертый раз вернула тезисы на доработку (опубликованы в “Годичной научной сессии ИЭ” за 1985 год [Логинов, 1985]), я ей заявил: «Может быть, бросить все? Все равно ученый из меня не получается. Никак не научусь правильно писать». А шефиня по-доброму улыбнулась, я бы сказал, с хитринкой, и сказала: “Пиши! Пиши! Пиши снова. Не переживай! У Никиты Ушакова еще хуже получается. Но он же не унывает, работает”. Нехорошо на фоне друга искать собственного возвышения. Но слова Татьяны Владимировны вернули мне уверенность в себе» [Логинов, 2019: 409]. После окончания аспирантуры К. К. Логинов переехал в Петрозаводск и с 1984 года работал в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Научные интересы Константина Кузьмича были сосредоточены на разных аспектах материальной и духовной культуры народов Российского Севера, этнолокальных групп населения Карелии и сопредельных территорий — 1Пунктуация и орфография оригинала сохранены. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz