Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

приводил дополнительные доводы: «19.01.36. Дорогой папочка! Я чувствую, что тебе очень и очень не нравится моя будущая специальность, моя будущая работа. Что сделаешь. В конце концов, где я буду работать, геологом или архитектором (если бы я им был) вопрос спорный, и потому в крупном городе скорей будет работать геолог, окончивший университет, чем архитектор, окончивший ЛИИКС, т. к. вся молодежь, окончившая, ЛИИКС и ЛИИПС, усылается в различные мелкие города или на станции железных дорог и т. д. Я же, при условии хорошего окончания университета, безусловно, останусь в Ленинграде или вМоскве» (С. 15). Жизнь показала, что произошло все наоборот. В августе 1936 года Игорь успешно выдержал испытания и был принят в университет на геологическое отделение. Своими первыми впечатлениями об учебе он, как всегда, делится с отцом: «Прежде всего, скажу, что я глубоко удовлетворен характером выбранной мною специальности, программой и процессом занятий, как дома, так и вне дома» (С. 17). Он шлет подробные письма о новых предметах, преподавателях, подводит итог успехам в учебе: «Таким образом, можно подвести итог первому году учения в Университете: прежде всего я очень доволен, что учусь именно здесь, а не где-нибудь в другом месте. Я как бы сроднился с Университетом, получил порядочное количество знаний, так что моя башка не так пуста, как прежде» (С. 19). Игорь не смог поехать на свою первую полевую практику, так как по совету врача на лето уехал в Крым подлечить руку. Но и здесь, все больше увлекаясь геологией, он нашел себе занятие: «15.06.37 г. <... >. Я занимаюсь по мере сил и возможностей общей геологией в пределах, мне доступных наЮжном берегу, и собираюсь заняться немного палеонтологией» (С. 19). Зато летняя практика после второго курса, в 1938 году, в Карелии и на Кольском полуострове была результативной во всех отношениях, в том числе она открыла будущему ученому Кольский полуостров. Последовавшие письма стали отчетом об экспедиции с подробным описанием методики и результатов работы, наполненным живыми впечатлениями, схваченными взглядом художника: «Вообще надо сказать, что ни один писатель, или художник, или фотограф не смогут изобразить исключительной, успокаивающей красоты здешних мест <...>. Красота не суровая, но строгая, а в бурную погоду — мрачная. <... >. Эта картина громадного озера с отдаленными горами, на которых еще лежит снег, не забудется никогда» (С. 22). Итогом поездки явились минералогические сборы, над которыми студент начал работать под руководством преподавателя минералогии Леонида Абрамовича Косого. Помимо этого, Игорь был прикреплен к кафедре минералогии и начал самостоятельную работу по измерению и характеристике кристаллов пирита, турмалина, кварца, рутила и других минералов. Университетские годы — время окончательного профессионального самоопределения и начало нового этапа жизни, в котором все «первое»: экспедиция, самостоятельное исследование, научный доклад, публикация. Научный интерес и специализацию студента, отличавшегося успехами в учебе, сформировал университет. «Во всяком случае, мне дано то, о чем я и не мечтал — результат двухлетнего пребывания в Университете налицо. Стоит ли после этого говорить, что по специальности я геохимик — в частности минералог. Минералогия — интереснейшая наука. Дано мне многое, все остальное зависит от меня », — писал И. В. Бельков осенью 1938 года отцу (С. 23). Желание заниматься научной работой появилось у Игоря на третьем курсе. «Теперь примусь за работу с еще 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz