Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

при обучении чтению необходимо было использовать книги преимущественно церковной печати. Воспитанники должны были знать и уметь пересказать содержание Священного Писания, воскресных и праздничных чтений из Евангелия и Апостольских посланий, церковный устав. Из церковной и русской истории выбирались примеры благочестия и христианских добродетелей, чтобы на уроках отечественной истории научить учащихся «любви к Отечеству и благовейному почтению памяти предков». На уроках географии показывать разделение России на епархии, а также знать, сколько церквей, монастырей, духовенства, духовных учебных заведений находится на их территориях. Знание математики ограничивалось изучением способов счисления и применения их на практике. Учащиеся должны были уметь петь по нотам и знать церковные напевы и обязательно совершать практические упражнения богослужений в храме [РГИА. Ф. 802. Оп. 5. Д. 1843. Лл. 8-12]. Целью духовных приходских училищ являлось приготовление более способных детей духовного звания к семинарскому образованию, а менее способных — к церковно-служительским должностям при православных храмах, преимущественно сельских. В учебный курс общеобразовательных предметов приходского училища вводились богословские дисциплины: церковное пение по нотам, церковный устав, познание церковных обрядов и священнодействий, церковной статистики, Священного Писания. Начальное духовное обучение становилось образованием законченным: выпускники низших училищ могли стать причетниками в сельских приходах [РГИА. Ф. 802. Оп. 5. Д. 1843. Л. 1]. Новые правила в низших духовных учебных заведениях были введены в Санкт-Петербургском и Киевском учебных округах в 1845/46 учебном году, а в Московском и Казанском — в 1846/47 учебном году. Следует отметить, что «протасовская» реформа российского духовного образования сохранила духовно-учебные округа и систему управления духовно­ учебными заведениями. Духовные академии продолжили руководство и проведение ревизий подведомственных им духовных школ [Жуковская и др., 2019: 81-85]. Сохранившиеся в архиве «Журналы внешнего правления» Санкт- Петербургской духовной академии иллюстрируют ее деятельность по управлению подведомственными духовными семинариями (в том числе и Олонецкой семинарии, открытой в 1829 году). В Журналах находятся протоколы еженедельных заседаний правлений. Рассмотрим «Журнал внешнего правления за июнь-октябрь 1839 года». Относительно Олонецкой семинарии на заседаниях академического правления в июне 1839 года рассматривались вопросы: отчет по экономическим суммам за 1838/39 учебный год, ходатайство на присвоение чина коллежского секретаря учителю Петрозаводского уездного духовного училища М. И. Остроумову, предписание Святейшего синода о назначении дочерям умершего учителя того же училища А. И. Громова Александре единовременного пособия 50 руб. и несовершеннолетней Екатерине — пенсии 50 руб. до ее замужества, а также результаты судебного расследования по итогам ревизии Олонецкой духовной семинарии Платона (Городецкого) в 1833 году [Ц г И а СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 1953. Л. 26об.-40]. В августе этого же года на заседаниях были заслушаны рапорты семинарских правлений о наличии свободных учительских вакансий в духовно-учебных заведениях Петербургского духовно-учебного округа. Судя 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz