Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

В семинариях для учащихся высшего отделения вводились уроки иконописания. Ученики изучали технику живописи, занимались составлением изображений Святых отцов, мучеников Русской Православной Церкви, преподобных по древним подлинникам и рисункам. На уроках применялись масляные, акварельные и яичные краски, а также пастельные карандаши. Чаще всего иконы копировали с оригиналов. Изделия воспитанников использовали в качестве оформления храмов и классных помещений учебных заведений. Кроме того, в курс духовных семинарий вводились целые отделения миссионерского направления, причем как «восточных» — противомусульманских, так и исконно русских — против раскола. Вследствие новых преобразований требовался пересмотр всех руководств по преподаванию учебных предметов. К их составлению были привлечены преподаватели Духовных академий и представители епархиальной службы. Однако в короткий срок этого сделать не удалось, поэтому обучение новым предметам происходило по старым конспектам с присоединением имеющихся в семинарских библиотеках книг. Многие семинарии не имели программ, учебников и инструментов для проведения практических занятий. До 1830-х годов преподавание большинства учебных предметов в духовных школах велось на латинском языке. Сами семинаристы говорили, что «от беспрерывного употребления писали мы на латинском языке изящнее, нежели на русском. Ибо древний язык был у нас перед глазами в книгах, в его праздничном или парадном облачении, тогда как русский мы знали более в деревенском его непривлекательном костюме» [Хергозерский, 1902: 70]. Впрочем, как показало время, такое учение приносило незначительную пользу для будущих церковнослужителей сельских приходов. В провинциальных селах и деревнях необходимо было разговаривать с прихожанами на русском языке, а не на языке Горация. Это не соответствовало задачам нововведений: «умению нисходить к понятиям простого народа и беседовать с ними о спасительных истинах веры и христианских обязанностях языком простым и вразумительным» [Островский, 1902: 160]. В связи с этим в 1840 году все учебные предметы в семинарии преподавались на русском языке. Как отметила петрозаводская исследовательница И. Н. Ружинская, необходимость преподавания на русском языке поддерживалась тогда преподавателями Санкт-Петербургской, Московской, Киевской духовных академий. Одним из первых на русском языке стало преподаваться нравственное богословие. Однако были и противники данного направления. Против перехода на русский язык в духовных школах выступил, например, известнейший церковный деятель того времени архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), опасавшийся снижения уровня «учености» обучавшихся, проникновения в духовную среду светскости, «вольнодумства» и всякого рода «еретических заблуждений» [Ружинская, 2009: 35]. По решению Святейшего Синода новые Правила в семинариях были введены в Московском и Казанском учебных округах с 1840 года, в Санкт- Петербургском и Киевском учебных округах — с 1841 года. «Протасовская» реформа духовного образования коснулась уездных и приходских училищ. В сентябре 1845 года вышло в свет «Положение об устройстве учебной части в духовных училищах», в соответствии с которым значительно усиливалось религиозное направление. Так, в уездных училищах 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz