Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

«Врачебно-народное наставление для духовных училищ» С. Ф. Хотовицкого [Хотовицкий, 1844]. В нем излагались общие сведения об анатомии, патологии и терапии, учащиеся знакомились с имеющимися у народа суевериями и предрассудками, с правилами по сохранению здоровья и с предосторожностями при появлении болезней и их лечении. Практические занятия по медицине проводились в семинарской больнице, где «многие из болезней объяснялись при постелях больных» [РГИА. Ф. 802. Оп. 8. Д. 22844, Л. 169об; Д. 24058, Лл. 115-116]. Должности преподавателей медицины отводились лекарю семинарии или опытным медицинским чиновникам. Кроме медицинских знаний, в учебную программу семинарий вводился курс основ земледелия: для распространения между поселянами сельскохозяйственных познаний и с целью «открыть обильные средства к безбедному содержанию (священников. — Е. К.) посредством улучшений в обрабатывании отведенной к церкви земельных участков» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 11039. Л. 3]. Мероприятия по приобщению крестьян к новым способам ведения сельского хозяйства проводились при участии Министерства государственных имуществ. В своей записке на имя императора Николая I министр П. Д. Киселев писал о необходимости «приспособить воспитание сельского духовенства к потребностям нравственного состояния и сельского быта прихожан простолюдинов» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 11039. Л. 6]. Митрополит Филарет (Дроздов) отметил: «Не только Синод, но, думаю, что и граф Протасов, не имели в виду вводить эти предметы. А введены они по особому случаю... Граф Киселев предложил, чтобы для образования священников по его ведомству была бы особая семинария под его начальством. Эта мысль полюбилась государю. Что было делать Синоду? Зная, что государь, приняв благосклонно мысль, старался непременно привести ее в исполнение, и, опасаясь неблагоприятных последствий от этой семинарии, из которой стали бы выходить «кисельные попы», Синод решился ввести преподавание медицины и сельского хозяйства в семинарии и таким образом предотвратить появление семинарии киселевской» [Архиепископ ., 1907: 145-146]. В январе 1839 года в Ученом комитете Министерства государственных имуществ В. Ф. Одоевским была составлена «Программа для обучения духовного юношества сельскому хозяйству». В ней указывалось, что цель обучения этому предмету в том, чтобы образовать в лице сельского священника не ученых- профессоров, а людей, знающих только общие начала сельского хозяйства: «если не выше, то, по крайней мере, не ниже крестьян и в сем предмете». Программа обучения сельскому хозяйству включала в себя разделы: 1) землепашество, 2) луговодство, 3) садоводство и огородничество, 4) лесоводство, 5) скотоводство, 6) домоуправление (уход за домашними животными, сохранение урожая, употребление меда, муки, пива, уксуса, вина, свекловичного сахара, сельские ремесла) [РГИА. Ф. 802. Оп. 1 Д. 11039. Л. 49-54]. Интересно, что в 1850 году при некоторых семинариях были обустроены учебные фермы для ознакомления воспитанников на практике с улучшенной методой сельского хозяйства [РГИА. Ф. 802. Оп. 2. Д. 11439]. Программы по медицине и сельскому хозяйству официально были приняты на заседании Святейшего синода 10 мая 1839 года. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz