Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
сочинения в месяц — в среднем отделении, в высшем отделении — два сочинения в месяц и одна проповедь в каждой трети года. Письменные работы должны быть написаны языком, «вразумительным и ближе к понятиям прихожан простолюдинов». По мнению Н. А. Протасова, программы учебных курсов духовных учебных заведений должны были ориентировать учащихся на нужды сельского быта. Так, в число новых предметов вошло преподавание медицины. Входя в дом поселянина для духовного врачевания, священник мог дать полезные советы по поводу лечения больных: «принести к одру болящего и врачевание телесное». При этом от него требовались не глубокие медицинские знания, а только общие начальные сведения этой науки. Здесь следует обратить внимание, что вопрос о преподавании медицины в духовных учебных заведениях в Святейшем синоде рассматривался еще в октябре 1798 года. Синод рекомендовал семинаристам «посещать семинарских лекарей», чтобы «иметь понятия о врачевании болезней». В июне 1802 года в некоторых российских семинариях был введен курс обучения «понятий о врачебной науке», чтобы духовенство могло оказывать «простую и близкую» помощь сельским жителям в случаях болезни. Однако из-за отсутствия «способных медицинских чиновников» во многих семинариях медицинские науки не преподавались [О преподавании ., 1896]. В июле 1811 года Святейшим синодом рассматривался вопрос о содействии духовенства и обучении в духовных училищах оспопрививанию. В начале XIX века Вологодским епископом Евгением (Болховитовым) было составлено «Пастырское увещание о привитии оспы» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 512. Л. 2]. Например, в Минской духовной семинарии с 1811 года учили прививать оспы, а священники читали не менее трех раз в год «увещания» о необходимости этого мероприятия. По распоряжению Минской консистории благочинные доставляли в оспенный комитет сведения о привитых детях [Шевкун, 2016: 144]. Но это продолжалось недолго. До 1836 года в российских духовных семинариях не происходило обучения способам прививания. Только в 1836 году в виде опыта обучение оспопрививанию началось в Харьковском коллегиуме и подведомых ему духовных училищах, а также в Кишиневской духовной семинарии [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 9396, 9472]. Введение преподавания основ медицины в 1840-е годы предназначалось для сельских священников, которые, в отсутствие медицинских работников в селах и деревнях, могли бы способствовать внедрению основ профилактики этих заболеваний среди паствы, борьбе со знахарством. Нередко, кроме священника, в приходе не было никого, кто мог бы помочь сельскому жителю. Программу по преподаванию медицины в марте 1839 года рассматривал Медицинский совет при Министерстве внутренних дел. Он, в частности, отметил что «основательного врачебного образования в семинариях духовному юношеству дать невозможно», а в состав руководства по преподаванию медицины должно войти: «распознавание внутренней и наружной болезни» при помощи домашних средств, оказание первой медицинской помощи «мнимо умершим, угоревшим, отравленным, утопшим, замершим, задохнувшимся и прочим». В качестве учебного руководства предлагался «Сельский лечебник» лейб- медика М. А. Маркуса, изданный в 1833 году, в котором давались понятия об употреблении, приготовлении и действии домашних лекарств [Маркус, 1833]. Впоследствии основным учебным пособием по преподаванию медицины являлось 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz