Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
отдавалось на изучение богословских предметов, произведений церковных и духовных писателей. Образцы светского красноречия преподавались кратко, «мимоходом». Ученикам заниматься составлением поэтических сочинений считалось вредно, а достаточно было научиться называть правила стихотворства светской поэзии. Учителям требовалось «всемерно остерегать юные умы от незаконных порождений поэзии, в которых преобладает страсть и чувственность» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 10645. Л. 3]. Основным образцом для изучения являлось Священное Писание. Богословские науки по реформе Н. А. Протасова основывались на консервативных началах. Учебный предмет церковной истории разделялся на два направления: общая церковная история и история российской церкви. Значительному изменению подвергся курс философии, в котором сохранили только преподавание логики и психологии. «Философия есть наука, которая нередко прекословит себе и другим, — указывалось в Правилах, — и сама виновна в восстающем нередко против нее прекословиях.» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 10645. Л. 6об]. Так, в среднем отделении вместо философии ввели преподавание церковной библейской истории, присовокупив богословско-историческое учение о святых отцах. Утверждалось, что логика должна научить учащихся последовательно и правильно мыслить, а «не отуманивать отвлечениями критицизма», метафизика — раскрыть главные понятия о Боге, его провидении и мироправлении, о духовности и бессмертии человеческой души. В преподавании новых языков предлагалось «удерживаться» от чтения светских и иноверческих, сектантских сочинений. Обучение истории в семинариях необходимо было охранить от «усиленного критицизма, который окружен односторонней логикой и покушается разрушить исторические понятия достовернейшей о начале истории рода человеческого и древних народов», а также оградить воспитанников от «неосмотрительного политического направления, порождающего в незрелых умах наклонность судить о том, что не должно подчиняться их суждению» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 10645. Л. 4-4об]. В духовно-учебных заведениях запрещались «состязания и словопрения». Вместо диспутов, с успехом проводившихся в семинариях до этого времени, вводились простые катехизические беседы (чтение книг Ветхого Завета, Священного Писания, четырех Евангелий, Апостольских посланий. «Главной целью богослужебных наук, — говорилось в Правилах, — приготовление будущих сельских священников, которые могли бы приспособиться и применять свои познания в беседах с простолюдином, рожденным в магометанстве или язычестве или совращенной от христианства церкви». В конечном счете преподавателям необходимо было стремиться «к блестящей, но холодной учености» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 10645. Л. 5]. В математическом курсе было усилено практическое направление. Программа по алгебре осталась без изменений, а геометрия была усилена занятиями по измерению земли, составлению картографических схем, планов местности. Учитель был обязан обучать учеников практическому измерению земельных участков на местности. Для практических занятий предлагалось снабдить семинарии необходимыми инструментами: транспортирами, астролябиями, мерными цепями, геометрическими столиками и другими. Правила 1840 года регламентировали условия составления и написания сочинений, которые по-прежнему составлялись на русском и латинском языках: четыре сочинения в месяц на каждого ученика — в низшем отделении, три 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz