Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
Во второй четверти XIX века, с приходом к власти нового императора Николая I, Комиссией духовных училищ из отчетов о ревизиях духовно-учебных заведений было выявлено несовершенство реформы духовного образования (1808-1814) и преподавания учебных предметов в семинариях. Отмечался «недостаток общего единства и точного направления к главной цели духовного учения» [РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 10645. Л. 1]. Стремление же Николая I создать упорядоченную четкую систему не только светского, но и духовного образования, поставить его «на твердых и однообразных правилах», упорядочить ее внутреннее устройство, привело к созданию в июне 1838 года Комиссией духовных училищ особых «Правил насчет усовершенствования учебного устройства по усовершенствованию учебной работы духовных семинарий». Введение в жизнь новых программ преподавания учебных предметов в духовных школах осуществляло Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде, созданное 1 марта 1839 года. В Положении, регламентирующем его функции по управлению школами, говорилось: «Вникая в необходимость тесной связи между управлением православной церкви и воспитанием юношества, приготовляемого на священное служение оной, признали за благо сосредоточить в Святейшем Синоде, как в едином главном духовном правительстве империи нашей, высшее заведование духовно-учебною ч а с т ью ., надзор за повсеместным исполнением существующих по сей части законов вверить обер-прокурору Святейшего Синода» [П олож ение ., 1840: 179]. Так «высшее попечение учебной и хозяйственной части учебных заведений» было передано Духовно-учебному управлению, а Комиссия духовных училищ, независимая от Святейшего синода, упразднялась. Большие полномочия передавались обер-прокурору Святейшего синода, которому поручалось общее руководство и надзор за исполнением постановлений и указаний по духовно-учебному ведомству. Он получил полную власть над Духовно-учебным управлением, которое беспрекословно исполняло все его проекты. Это свидетельствовало о дальнейшей централизации и бюрократизации органов управления духовным образованием. Контроль за финансированием учебных духовных заведений находился в ведении Хозяйственного управления. Как заметил П. В. Знаменский, Духовно-учебное управление в это время «имело чисто канцелярский характер, вносивший в учебную администрацию совершенно чуждый для нее чиновничий элемент» [Знаменский, 1878: 18]. Характерным явлением деятельности Духовно-учебного управления при Святейшем синоде (1839-1855) стало постоянное изменение учебных курсов духовных учебных заведений. Инициатором нововведений в конце 1830-х годов в области духовного образования выступил обер-прокурор Святейшего синода граф Н. А. Протасов. Он считал, что достигнутый ранее высокий образовательный уровень духовных школ являлся нецелесообразным, так как не соответствовал «нуждам сельских прихожан». В 1839 году были созданы «Правила по усовершенствованию учебной работы духовных семинарий». Они утверждали новые направления в преподавании учебных предметов. «Первейшими предметами» в семинариях назначались словесность и красноречие, цель которых «образовать человека, который бы мог правильно, свободно, вразумительно и убедительно беседовать с народом об истинах веры и нравственности». В структуре учебного курса больше времени 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz