Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

Как представитель молодого университета, не обремененного собственными академическими ритуалами, Плетнев фиксирует свои впечатления, постоянно сравнивает, а также оценивает успехи Гельсингфорсского университета. Он пишет: «Щедротами благополучно царствующего ныне императора Николая Павловича Александровский университет возведен на высшую степень цветущего состояния. Здание его, бесспорно, есть лучшее в городе. Все принадлежности и пособия вполне соответствуют важности заведения. Улица, на которую обращен университет, от одного конца до другого представляет в роскошнейшем виде все, что необходимо для разных отраслей учености. На южном окончании этой улицы возвышается гранитная скала, которая служит основанием великолепному зданию: здесь устроена обсерватория для профессора астрономии. Кабинеты натуральной истории, нумизматики, археологии приведены в отлично-хорошее состояние и размещены в самом университете» [Плетнев, 1885: 444]. Обретение новых знакомств, общение с профессорской корпорацией, усвоившей европейские стандарты образования, и в целом посещение Гельсингфорса оставили неизгладимые впечатления у П. А. Плетнева. Свои размышления о значении университета для Финляндии и его традициях Плетнев включил и в ректорский отчет за 1840 года: «Александровский университет вполне сохраняет весь величественный характер своей древности. Его внутренняя жизнь, развившаяся и упроченная опытами, приводит в изумление равновесием сил, сосредоточенностью мнений, ровностью в движении частей, точностью порядка, достойным уважением долга и необыкновенной торжественностью форм в ученых промоциях. В отношении к целому краю Александровский университет остается в том патриархальном значении, по которому все сословия и все чины гражданства ему одному считают себя обязанными духовной и светской мудростью. Таковы плоды долголетней его истории» [Ч т е н и я ., 1841: 58-59]. Для П. А. Плетнева личное участие в юбилейных коммеморациях финляндского университета в статусе ректора собственного — Петербургского стало важным опытом. Знакомство с академической средой более «старого» европейского университета, богатого традициями, стало ориентиром выстраивания отношений внутри корпорации, которую он сам возглавлял. Практика ежегодных публичных отчетов о деятельности Санкт-Петербургского университета, которые составлялись ректором и презентировались им на торжественных актах начиная с 1844 года, приближала университет к европейским нормам публичности и укрепляла его репутацию в глазах власти и общества. В долгое, более чем 20-летнее, ректорство Плетнева молодому Петербургскому университету последовательно прививались нормы научных и социальных отношений, выработанные столетиями внутри европейской университетской среды. Пределы компетенции ректора предполагали многочисленные функции: руководство Советом профессоров, присутствие в университетском Правлении, рассматривавшем хозяйственные и финансовые вопросы, переписку и встречи с попечителем и министерскими инстанциями, общение с инспекцией по делам студентов, утверждение инспекторских решений, контроль за исполнением профессорами своих обязанностей и, наконец, подготовку и представление ежегодных университетских отчетов. Плетнев трудился по всем направлениям университетского администрирования параллельно руководству «Современником» и цензорской работе. Кроме того, он был членом Второго отделения Академии 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz