Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

профилю, по степени вовлеченности в европейские академические сети. Филологи-слависты, как и филологи-классики, не были замкнуты в своих университетах, они образовывали собственные интеллектуальные сети, помогающие выстраивать академические карьеры [Ильина, 2020]. В-третьих, поскольку оба корреспондента были профессорами-русистами, сквозь их переписку просматриваются основные проблемы развития русской литературы середины XIX века. Особую роль в поддержании этих коммуникаций играла личность Плетнева, который был редактором журнала «Современник» и воспринимался как патриарх литературной критики. Его журнал оставался полем, где происходило обсуждение литературных новинок, научных достижений, историко-литературных исследований. В-четвертых, переписка двух профессоров, представляя собой нарративный источник, позволяет отойти от официальной картины университетских событий 1840-1850-х годов, сформированной на основании формализованных документов: «отчетности», университетского делопроизводства, законодательства. Опираясь на данный источник, уникальный по объему и аутентичный в отношении личности своих создателей, мы можем с хроникальной точностью представить внутреннее течение университетской жизни, ее бытовую и эмоциональную стороны. Прежде чем обратиться к содержанию переписки двух профессоров, необходимо остановиться на некоторых особенностях их биографий, понять, что их сближало и сделало переписку по ученым и университетским делам столь свободной, многопредметной, а значит, информативной. Петр Александрович Плетнев, выходец из духовного сословия, был сыном сельского священнослужителя Тверской губернии. По окончании Тверской духовной семинарии он был отправлен в Педагогический институт в Петербург, где учился в составе студентов «третьего» набора [ЦГИА. Ф. 13. Оп. 1. Д. 688. Л. 4]. После окончания института в 1814 году Плетнев начал преподавание сразу в нескольких учебных заведениях столицы: поступил учителем истории и математики в Екатерининский институт, вел занятия в Патриотическом институте. Также он преподавал и в военно-учебных заведениях: Павловском Кадетском корпусе (до 1828-го), Пажеском корпусе (1825-1832) и в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров (1830-1832). В 1832 году Плетнев вступает на университетское поприще, будучи уже известен в литературных кругах и при дворе. По приглашению товарища министра народного просвещения С. С. Уварова, хорошо знавшего его со студенческих лет, Плетнев был принят сразу на должность ординарного профессора кафедры русской словесности Петербургского университета и, одновременно, в Главный педагогический институт, где преподавал шесть лет. В университете его служба продолжалась до 1849 года, когда было издано постановление, освобождающее ректоров университетов от обязанности читать лекции [ЦГИА. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1964. Л. 2]. В январе-феврале 1840 года происходит избрание П. А. Плетнева ректором Санкт-Петербургского университета большинством голосов Совета и утверждение его в этой должности. В связи с обретением нового статуса и круга обязанностей изменяется положение Плетнева в университетской среде, однако он продолжает сосредоточивать вокруг себя интеллектуалов столицы: журналистов, филологов, университетских профессоров, литераторов молодого и старшего поколений. Благодаря кругу влиятельных лиц, посещавших вечера в квартире Плетнева 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz