Труды КНЦ вып. 5(ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ) вып. 2/2021(12)

Труды Кольского научного центра РАН. Химия и материаловедение. Вып. 5. 2021. Т. 11, № 2. С. 36-41. T ransactions Ко1а Science Centre. Chem istry and Materials. Series 5. 2021. Vol. 11, No. 2. 36-41. Научная статья УДК 621.893 DO I:10.37614/2307-5252.2021.2.5.008 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ ИЗНАШИВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ АНТИФРИКЦИОННОГО СПЛАВА АОМ20-1 УПРОЧНЕННОГО ЧАСТИЦАМИ Ti П. А. Быковт , И. Е. Калашников1, Л. И. Кобелева1, А. Г. Колмаков1, Р. С. Михеев 2 1Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН, Москва, Россия 2Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, Россия Автор, ответственный за переписку: Павел Андреевич Быков, pbykov@imet.ac.ru А н н о та ц и я Образцы композиционных материалов получали методом реакционного литья, путем замешивания частиц титана для получения интерметаллидных фаз AbTi. Испытания на сухое трение скольжения проводили по схеме торцевого нагружения неподвижной втулки (сталь 45) против вращающегося диска (образец) при скоростях скольжения от 0,25 до 0,75 м/с и нагрузках от 0,5 до 3,5 МПа.Построены карты интенсивности изнашивания, определяющие режимы трения в процессе испытания. Показаны границы и условия смены режимов трения. К л ю ч е в ы е сл ова: композиционные материалы, сухое трение скольжения, карты трения, интенсивность изнашивания Ф и н а н с и р о в а н и е Работа выполнялась по государственному заданию № 075-00947-20-00. Original article INVESTIGATION OF WEAR CONDITIONS OF A COMPOSITE MATERIAL BASED ON AN ANTI-FRICTION ALLOY AO20-1 REINFORCED WITH Ti PARTICLES P. A. Bykov1B, I. E. Kalashnikov1, L. I. Kobeleva1, A. G. Kolmakov1, R. S. Mikheev 2 1Institution o f Russian Academy o f Sciences A. A. Baikov Institute o f Metallurgy and Material Science RAS, Moscow, Russia 2Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia Corresponding author: Pavel A. Bykov, pbykov@imet.ac.ru A b s tra c t ^ im p o s tfe material samples were obtained by the method of reaction casting by mixing titanium particles to obtain intermetallic phases AbTi. Dry sliding wear tests were carried out using a fixed sleeve (steel 45) against a rotating disk (sample) at sliding speeds from 0.25 to 0.75 m/s and loads from 0.5 to 3.5 MPa.There were constructed maps of wear rate, which determ ine the friction modes during testing. There were shown boundaries and conditions of changing wear modes. K e yw o rd s: composite materials, dry sliding, wear map, w ear rate Funding The work was carried out according to the state task No. 075-00947-20-00. Мягкие трибологические сплавы на основе олова и свинца, широко используются в опорах подшипников скольжения, но детальные исследования зависимости изнашивания и микроструктуры в таких материалах редки [1]. Такие материалы отвечают противоречивым требованиям относительно рабочей поверхности подшипника, которая непосредственно подвергается износу. С одной стороны, поверхностный слой должен обладать твердостью для повышения износостойкости, с другой — должен быть мягким для снижения коэффициента трения. В настоящее время не наблюдается значительного прогресса в вопросах производства таких материалов или улучшения их свойств, несмотря на появление новых теорий и инструментов исследований [1]. Эта ситуация обусловлена тем, что мягкие трибологические сплавы не испытывают значительного износа. Неверно говорить, что такие материалы не изнашиваются, но в правильно спроектированных узлах и стандартных условиях они сохраняют свои свойства в течение всего срока службы изделия. В настоящее время несущая способность существующих сплавов считается пределом для проектирования новых узлов трения, с растущими требованиями экономичности, качества © Быков П. А., Калашников И. Е., Кобелева Л. И., Колмаков А. Г., Михеев Р. С., 2021 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz