Труды КНЦ вып.8(Океанология) вып. 5/2020(11)

подкрепляемый цвет, либо не подкрепляемый оппонентный. Когда тюлень начинал достоверно различать два цвета, система добавляла по одному неподкрепляемому цвету, процесс продолжался до тех пор, пока не были предъявлены все комбинации цветов. Если тюлень нажимает на рычаг когда горит свет подкрепляемого цвета, то система подает бридж-сигнал положительного подкрепления через динамик (3в) и активирует серводвигатель (5а), который открывает крышку контейнера для подачи корма и тюленю выпадает кусочек рыбки. Затем система подает сигнал на сигнальную лампу (4б) и ждет, пока не будет нажата стартовая кнопка (4а). Если тюлень нажимает на рычаг (1) когда горит свет не подкрепляемого цвета, то система подает бридж-сигнал отрицательного наказания и прекращает эксперимент на “ штрафные ” 20 с, затем предъявляет тюленю неподкрепляемый цвет. Предъявление каждого цвета длится 10 с. В качестве управляющего элемента использовалась платформа Arduino UNO R3, основанная на микроконтроллере ATmega328P (3а). С помощью bluetooth -модуля HC-05 (3б) система связывалась со смартфоном и передавала данные о ходе эксперимента. Смартфон выступал в роли терминала и вел протокол эксперимента, проводя первичную обработку поступающих данных и записывая результаты в отдельный текстовый файл. Результаты и обсуждение. С каждым подопытным тюленем проведено 20 обучающих и 25 экспериментальных тренировок. Серии работ с другими подкрепляемыми цветами включали в себя как стадию обучения (5 тренировок), так и эксперимент (5 тренировок). Как показывают результаты, полученные в процессе обучения при предыдущих исследованиях (рисунки 2-4), тюлени начинали выбирать табличку нового подкрепляемого цвета и игнорировать табличку, подкрепляемую в прошлой серии, уже на 3-4 тренировках. В новой серии экспериментов обучение тюленей проходило быстрее, все тюлени достоверно отличали подкрепляемый цвет уже на второй тренировке. Тюлень 1 начинал отличать подкрепляемый цвет на первой тренировке, что было значительно быстрее, чем при работе этого тюленя с табличками. Более высокую скорость обучения и переобучения у данных животных можно объяснить уменьшением времени между совершением действия (касание верной таблички и нажатие на педаль при демонстрации подкрепляемого стимула), подачей бридж-сигнала и подкреплением в виде пищевого поощрения. Как и в предыдущем эксперименте наибольшее количество ошибок у всех тюленей вызывало различение желтого и зеленого цветов, при этом доля верных выборов в нынешней серии экспериментов у тюленя 1 была ниже, чем при распознавании табличек (рис. 5), в то время как у тюленя 2 выше. Доля верных выборов у тюленя 3, который не имел навыка дифференцировки объектов по признаку цветности, в целом была схожа с 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz