Труды КНЦ вып.8(Океанология) вып. 5/2020(11)

предъявлялись друг за другом в случайном порядке через регулярные промежутки времени. При демонстрации стимульного цвета тюлень должен был нажать на рычаг, за что получал пищевое поощрение. Для обучения тюленя применялись положительное подкрепление пищевым поощрением с бридж-сигналом в виде одинарного короткого свистка на частоте 6 кГц и отрицательное наказание временным штрафом с сопутствующим бридж-сигналом - двух коротких свистков на частоте 6 кГц. В качестве пищевого поощрения на всем протяжении эксперимента использовалось нарезанное кусочками по 20 г филе атлантической сельди. Опыты проводили 2 раза в сутки (утром и вечером в зависимости от освещенности). К работам приступали при общей освещенности не выше 40 лк. Для проведения исследований была собрана экспериментальная установка (рис. 1), состоящая из рычага (1), фонаря со светорассеивающим фильтром молочно-белого цвета (2), блока управления (3), пульта управления (4) и контейнера для подачи корма (5). Рис. 1. Схема экспериментальной установки. Пояснение в тексте Fig. 1. Scheme of experimental installation В начале каждого цикла тренировки оператор загружал в контейнер (5) кусочек рыбы и нажимал на стартовую кнопку (4а), что запускало новый цикл. Система отсчитывала 5 с и через светодиодный драйвер (2а) включала на светодиодной ленте (2б) нужный цвет. Красный (длина волны 620 нм), зеленый (длина волны 520 нм) и синий (длина волны 470 нм) цвета излучались соответствующими светодиодами в составе ленты, желтый и голубой цвета получались за счет совместной работы двух светодиодов - красный и зеленый для желтого цвета, зеленый и синий для голубого. При первичном обучении система включала только подкрепляемый цвет. В дальнейшем система в случайном порядке включала либо 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz