Труды КНЦ вып.8(Океанология) вып. 5/2020(11)

случайный характер и распределялись по всей длительности сигнала. На восьмом опыте и далее доля неверных нажатий во время воспроизведения сигнала начала снижаться и находилась в диапазоне 1.83-3.25 с, что, вероятно, соответствует персональному времени реакции на раздражитель исследуемого тюленя. Выводы. В ходе работы показана возможность выработки у серого тюленя следового условного рефлекса на звуковой раздражитель. Несмотря на большую протяженность выработки в сравнении с рефлексами, не требующими удержания внимания, используемая в исследовании методика дала возможность получить результат. Дальнейшее использование данной методики позволит выработать сопряженные со временем и отложенной реакцией составные команды, а также исследовать восприятие и оценку морскими млекопитающими времени и пороговые значения воспринимаемых промежутков. Литература Литвинов Ю.В., Пахомов М.В. Исследование обоняния серых и гренландских тюленей с помощью метода оперантного обучения // Вестн. Мурм. гос. техн. ун-та. 2018. Т. 21, № 2. C. 336-343. Литвинов Ю.В., Пахомов М.В. Исследование способности серых тюленей дифференцировать сложносоставные звуковые сигналы // Вестн. Мурм. гос. техн. ун-та. 2019. Т. 22, № 2. C. 249-257. Экспериментальное изучение поведения тюленей при различении зрительных и слуховых стимулов / А.Л. Михайлюк, И.А. Березина, А.Р. Трошичев, Н.Н. Кавцевич // Современные проблемы физиологии и экологии морских животных. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2003. С. 80-89. California sea lion ( Zalophus californianus ) can keep the beat: motor entrainment to rhythmic auditory stimuli in a non vocal mimic / P. Cook, A. Rouse, M.A. Wilson, C.A. Reichmuth // J. Comparative Psychology. 2013. Vol. 127. P. 412-427. Domjan M., Burkhard B. The principles of learning and behavior. 2 nd ed. Monterey, CA: Brooks/Cole Publ. Co, 1986. 365 p. Grondin S. From physical time to the first and second moments of psychological time // Psychological Bull. J. 2001. Vol. 127, № 1. P. 22-44. Leclerc R., Reberg D. Sign-tracking in aversive conditioning // Learning and Motivation. 1980. Vol. 11. P. 302-317. O'Gorman J.G. The orienting reflex: Novelty or significance detector? // Psychophysiology. 1979. Vol. 16. P. 253-262. Thompson R.F., Hicks L.H., Shvyrkov V.B. Neural mechanisms of goal-directed behavior and learning. New York: Academic Press, 1980. P. 38-64. Schusterman R.J. Behavioral capabilities of seals and sea lions - a review of their hearing, visual, learning and diving skills // The Psychological Record. 1981. Vol. 31. P. 125-143. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz