Труды КНЦ вып. 7 (Океанология) вып. 4/2020 (11).

Работы по изучению влияния физических параметров источника освещения и оптических факторов среды на способность серых тюленей дифференцировать объекты по признаку цветности, проводились в условиях совместного биофизического комплекса ММБИ-ПГИ в помещении Полярного геофизического института и на аквакомплексе ММБИ в г. Полярный. Подопытными животными в разное время являлись серые тюлени Halichoerus grypus Fabricius, 1791, гренландские тюлени Pagophilus groenlandicus Erxleben, 1777 и кольчатые нерпы Pusa hispida Schreber, 1775. В исследованиях по оценке влияния физических параметров источника освещения на способность серых тюленей дифференцировать объекты по признаку цветности, участвовали 4 половозрелые самки серого тюленя, разделенные на две группы: экспериментальная (особи 1 и 2) - обучение дифференцировке при искусственном освещении, контрольная (особи 3 и 4) - при естественном освещении. Тюленей учили выбирать и отмечать касанием табличку черного цвета при демонстрации ее в паре с табличками красного и синего цвета. При этом использовали метод инструментального обучения с фиксированным положительным пищевым подкреплением. В помещении биофизического комплекса освещение обеспечивалось потолочными светильниками с люминесцентными лампами ЛД 80 при общей освещенности 168 лк. В условиях аквакомплекса экспериментальные исследования проводились при естественном освещении в период начала сумерек, при этом уровень общей освещенности соответствовал 150-200 лк. Для изучения влияния оптических факторов среды на способность тюленей дифференцировать объекты по признаку цветности была изготовлена экспериментальная установка, представляющая из себя штатив с закрепленными на нем табличками двух цветов (синего и красного). Расположение табличек меняли в псевдослучайном порядке, используя правило не более двух повторений одинаковой позиции подряд. Концепция эксперимента заключалась в обучении тюленей выбору и отметке касанием таблички синего цвета при одновременной демонстрации ее в паре с табличкой красного цвета. С тюленями проводили серию опытов, размещая таблички на глубине 2 м под водой при разных показателях освещенности, прозрачности и цветности воды, по 20 предъявлений в каждом опыте. Эксперимент по изучению способности тюленей дифференцировать и обобщать объекты по признаку цветности, ассоциируя цвет со звуковым стимулом, проводился на аквакомплексе ММБИ. Были использованы цветные таблички и группы демонстрационных объектов с простой (кегля, цилиндр, куб, параллелепипед, шар) и сложной геометрией (макеты утюга и утенка). В качестве звуковых стимулов применяли голосовые команды “ рэд ” - для красного цвета, “ грин ” - для зеленого цвета и “ блю ” - для синего цвета. Работы проводили в светлое время суток при естественной дневной освещенности. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz