Труды Кольского научного центра РАН. №7, вып. 19. 2020 г.

Рис. 1. Схема расположения основных сооружений Нижне-Туломской ГЭС [3] Fig. 1. Layout of the main structures of the Nizlme-Tulomskaya HPP [3] Основные энергетические показатели ГЭС: • расчетный расход — 342 м3/с; • расчетный напор — 17,5 м; • минимальный напор — 13,5 м; • установленная мощность — 50 МВт (первоначальная), 56 МВт (в настоящее время); • среднемноголетняя выработка — 310 млн кВт ч [4]. В декабре 1933 г. комиссией под председательством акад. А. В. Винтера был утвержден проект создания Нижне-Туломской ГЭС, стоимость которого составляла 20 млн руб. Само строительство началось в 1934 г. под руководством Владимира Андреевича Сутырина, комбрига внутренних войск. После завершения Беломорско-Балтийского канала около 20 тысяч заключенных были переброшены сюда. Сначала строили автогужевую дорогу от Колы до Мурмашей для доставки грузов (она была сдана в эксплуатацию уже 27 января 1934 г.) и параллельно ей — железнодорожную ветку. Также строили ЛЭП от Мурманской ТЭЦ к Мурмашам. Без электроэнергии строительство не могло обойтись. К осени ЛЭП приняли в эксплуатацию. В феврале 1934 г. начались взрывные работы. В основании ГЭС лежали скальные породы. Работы велись в суровых северных условиях, с низким уровнем механизации, быстро и одновременно по всем направлениям — на водосбросе, плотине и здании станции. Строительство велось в две смены по 10 часов. В наличии было лишь два экскаватора «Ковровец», два отечественных крана грузоподъемностью по 5 т и десять импортных — от 1 до 3 т, прибывших в 1933— 1934 гг. с Беломорско-Балтийского канала. Также был использован землечерпательный караван, который рыл отводящий канал в нижнем бьефе в Вересовой губе. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz