Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

Определяя одно из мест традиционного проживания саамов как столицу аборигенного населения края, автор подключает историко-этнографический контекст. Село Ловозеро и сегодня продолжает восприниматься как центр саамской культуры, место локализации саамского населения и «столица» Русской Лапландии (см. напр.: [Гуцол и др., 2007; Кучинский, 2011]). В летний сезон саамы организовывали перегон оленей на возвышенности, чтобы снизить негативное воздействие гнуса на животных. А. Е. Ферсман вспоминал: «Комариное время только что кончилось, олени лишь недавно спустились с вершин тундр или снежных полей в низину, чтобы подкормить свое истощенное тело ягелем» [Ферсман, 1924: 59]. Горное пространство использовалось сезонно, и в период перекочевок саамы оставались на удалении друг от друга, используя систему временных жилищ. Традиционные саамские места проживания, как известно, назывались погостами. Зимой саамы использовали зимние погосты (их воспринимали как место постоянного проживания), а летом — летние (их воспринимали в качестве временных мест) (см. напр.: [Бодрова, 2014: 82-87]). Они жили небольшими семейными группами и, как правило, располагались в низинах, по берегам рек и озер. Несмотря на то, что в районе Хибинских гор участники геолого- минералогических отрядов регулярно сталкивались с объектами временного летнего пребывания саамов, «первопроходцы» и их последователи не рассматривали этот горный район в качестве обитаемого вплоть до начала городского строительства: «В середине 1929 года в пределах всех Хибинской тундры (кроме Хибинской стационарной разведочной станции НИУ) не было ни единого жителя» [Антонов, 1934: 4]. Хибинские горы исследователи-полевики 1920-х гг. воспринимали как транзитную зону, предназначенную не только для лопаря, но и для научно- исследовательских отрядов, а ущелья и долины — как систему коридоров, позволяющих перемещаться и не затеряться в горном ландшафте. Места передвижения аборигенов и исследователей в горном пространстве совпадали, вероятно, из-за отсутствия альтернативных путей, но в известной степени еще и потому, что саамы нередко выполняли функции проводников (подробнее см.: [Змеева, 2018: 4]). В описаниях систем и способов передвижения геолого-минералогических отрядов А. Е. Ферсман обращал внимание на детали культуры аборигенов: структуру временных саамских жилищ (их называли лопарскими вежами), способы приготовления пищи, специфику выпаса оленей и т. д. Александр Евгеньевич ярко и колоритно описывал, например, процесс приготовления рыбы: ««Лопари жарят рыбу очень остроумным способом, очищая ее сначала, посыпая солью и натыкая через хвост на палочку. При этом рыба разрезается поперечным разрезом, а ее бока надрезываются острым ножом в нескольких местах. Палочка втыкается в землю косо около костра, так чтобы рыба жарилась на огне. Сидящий у костра лопарь несколько раз меняет положение палочки, поворачивая к огню то одну, то другую сторону; через 20-30 минут рыба готова, будучи зажарена на собственном жире» [Ферсман, 1924: 29]. Многочисленные перемещения научных отрядов в Хибинах регулярно фиксировались, так же как и встречи исследователей с элементами былого присутствия саамов. Благодаря кропотливому труду наблюдателя и сохранившимся 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz