Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.
Рассказы наших информантов о переезде в Мурманскую обл. зачастую сопровождались предысторией, раскрывающей обстоятельства переезда. У одних из числа информантов переезд был тщательно спланирован, по утверждению других — оказался спонтанным. Это было запланировано примерно за полгода до переезда, так что все происходило планомерно (Инф. 1). Впервые я переезжала из поселка Целинный в город Чита. <... > В Чите я пребывала совсем недолго, примерно полгода. И уже в далеком 2014 году, в декабре месяце, в канун Нового года, меня ожидал уже второй неожиданный переезд в город Кировск Мурманской области. <... > Родители были не в курсе того, что я планировала остаться жить надолго в Кировске. Поэтому самая большая проблема была — это скрывать от родителей, что я еду не только на новогодние каникулы, но еще и бросила учебу, забрав документы. <...> Вещи я собрала только за день до вылета. Во время сбора вещей и организации переезда мне помогала моя тетя и ее дочь, то есть моя двоюродная сестра. Мы вместе рассматривали географическую карту, посещали разные сайты с информацией о Мурманской области (Инф. 2). Поездка была спонтанной. Я не знала город — что он из себя представляет. У меня даже не было родственников и близких, совсем никого в городе (Инф. 3). Спонтанность переезда среди наших информантов была обусловлена либо семейными обстоятельствами (в основном это трудоустройство одного из членов семьи на территории Мурманской обл.), либо поступлением в учебные заведения Мурманской обл. Я понимала, что хочу учиться в вузе и получить «вышку» <высшее образование — О. С.>. Поэтому после года обучения в колледже, я смотрела вузы по всей России. <... > И первый ответ о поступлении из университета я получила из Апатитов — сказали, быстрее присылать свои документы. И вот туда я и отправилась (Инф. 3). Я переезжала из родного города Чупы в Апатиты, чтобы получить высшее образование по специальности, на которую я сейчас учусь (Инф. 4). Как верно отмечает Е. А. Корчак: «отсутствие возможности получения интересуемого образования по месту проживания вносит негативный вклад в формирование миграционных настроений молодежи в части своего дальнейшего пребывания в городе или области» [Корчак, 2019, ЭР]. Проведенные в Мурманской обл. социологические исследования подтверждают, что, несмотря на прогрессирующую миграционную убыль, регион продолжает привлекать людей из других регионов России с точки зрения возможностей трудоустройства и получения образования. Так, по данным исследования, которое проводилось в 2018 г., «практически каждый второй иммигрант приехал с целью трудоустройства (46,3 %)» [Шарова, Недосека, 2019: 179]. Интерес представляет тот факт, что исследования, проведенные среди молодых мигрантов в разные периоды времени 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz