Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

обихода, охотничьи принадлежности, табак и алкоголь4 (см.: [Аикас, 2016; Харузин, 1890: 168-169]). Обетные и жертвенные приношения в таких местах совершали «анимисты» не только в «дохристианские времена», но и «по традиции» крещеные саами и, «на всякий случай», поморы. Как показывают специализированные работы на Европейском Северо-Востоке, Урале и в Прикамье, сакральные места, приуроченные к оригинальным элементам ландшафта, могли быть объектами почитания разными этническими и конфессиональными группами населения с каменного века до этнографической современности [Сериков, 2013: 35-37; Шутова, 2018]. История археологического изучения п-ова Средний Знаменитые полуострова Средний и Рыбачий Мурманского побережья Баренцева моря находятся в 90 км к северо-западу от г. Мурманска, в 30 км к востоку от российско-норвежской границы (рис. 1). Первые находки орудий каменного века в этом районе происходят с западного берега залива Большая Мотка: в Мурманский краевой музей из местечка Озерки поступил «полированный шиферный нож», найденный в 1922 г. [Золотарёв, 1930: 115; Шмидт, 1930]. А. Нуммедаль в 1926 г. положил начало археологическому изучению морского побережья п-ова Средний [Nummedal, 1929]. В 1928 г. норвежские археологи Вяйно Таннер и Гуторм Гьессинг на северном берегу губы Малая Волоковая нашли стоянку «арктического неолита» Мааттивуоно Ротойоки с восемью жилищными впадинами и одно саамское поселение. На следующий год финский исследователь Сакари Пялси раскопал здесь два жилища, которые по геологическим данным датировал временем 4000-3000 л. н. и отнес 4 «Всяк приносит от себя единственно жертву. Приготовляясь к обряду сему, очищается и привязывает крепко всех собак, что б какая-нибудь не перебежала чрез его дорогу, а потом, взяв с собой кости или рога требуемого богами в жертву зверя, пускается в путь к святому месту, не говоря о том никому, а увидев оное, кидается опрометью на землю и ползет к своей святыне. Потом возлагает приношение свое на жертвенник, молится, прижав лицо свое к земле, и, встав, возвращается в свое жилище. Большая половина жертв остается просто на месте, а оттого превеликие скопляются груды костей, рогов, но некоторые зарывают оные, потому может бьггь, что дарят подземным божествам. Мяса не приносят никогда в жертву, будучи крепко уверены, что боги не приминут оным покрыть кости» [Георги, 1799]. «А обычаи де оне, лопари, держат от прародителей своих. Когда им бывает время ходить на какие промыслы для зверя и для оленей и для рыбы, и в то время обещаюца оне приносить жертвы: иной— дереву, иной— каменю, иной— кусту, первого зверя промысла своего оленя или иного коего добудет. И сняв с него кожу, а кровь выточиши в сосуд, и мясо розеекают, и тою кровию обливают дерево, или камень, и куст, и кожею покрывают, а мясо розеекши, мечют по земли для приношения. И розметав по земли, отшедшы от того места, и приносят хвалу птицам и зверем. А в похвале своей говорят: «птицы и звери, промысла нашего мяса поядаите, а зла нам в промыслу никакова не делайте». А дерево, или камень, или куст кожею покрывшы, и отшед тому месту, кланяются и хвалу приносят, и говорят: «Дай нам, Господи, чем бы нынешной год жить». А иные тех мяс оставляют и сами ядят. И бес того де богомерского своего обычая оне, лопари, никакакие свои промыслы преж сего и по се время не ходили. <.. .> Они же приносят жертвы водам: мечют в воду серебро, медь, олово и хлеб и просят себе от вод в промыслах прибьггка и себе здоровья. Да оне же отдают домовых своих оленей в жертву горам и дереву и молятся, чтоб у них олени долго жили и плодилися» [Цит. по: Жуков, 2004:299-300]. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz