Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.
только частично. Стоит отметить, что жертвенные места, связанные с промыслами, функционировали в глубинных районах Кольского п-ова еще относительно недавно. Например, Н. Н. Турина описывает такое «святилище» на вершине каменистого острова Колдун в южной части оз. Ловозеро: жертвенная яма, заполненная рогами оленя и окруженная кругом из вкопанных в землю рогов [Турина, 1982: 19]. Есть сообщения о подобных объектах и у В. В. Чарнолуского: «На самой вершине холмика на берегу озера сложена груда окатанных голышей размером с детскую голову и побольше. Камни обложены оленьими рогами. Некоторые рога украшены треугольными кусками красного сукна и бусами» [Чарнолуский, 1965: 70]. В настоящее время возможности целенаправленного археологического поиска в Восточной Фенноскандии сакральных мест объяснимо ограничены. В качестве предмета специализированного исследования можно рассматривать или объекты, с которыми связаны исторические и этнографические сведения об их сакральном назначении, или выявленные в процессе площадных раскопок участки культурного слоя, отличающиеся по ряду специфичных признаков от характеристик стандартных производственных и бытовых зон, что позволяет предположить осуществление культовых действий. Нами выбран третий вариант — направление внимания на визуально вычленяемые в ландшафте природные объекты оригинальных форм (валуны или скальные образования), с характерными топонимами, в отношении которых можно предположить, что ранее они могли восприниматься как элемент сакральной топографии. В работе мы опирались на следующие логические положения. «Лопские богомерския жертвища», в зависимости от своего назначения, специально обустраивались на локальных участках местности с набором признаков, отвечающих определенной модели создания сакрального пространства, или приурочивались к неординарным природным объектам. Во втором случае в качестве возможной открытой ритуальной площадки использовался «удобный» для проведения специальных действий примыкающий участок поверхности, обычно небольших размеров и, как правило, должный иметь природные или искусственно оформленные границы. В целом им было присуще отсутствие ярких признаков святилищ — скромная атрибутика и минимальное оформление. Сакральный характер объекта предполагает соответствующую обрядовую практику, важная часть которой — это жертвоприношения: «обычаи держат и жертвы и хвалы приносят злочестивым обычаем». По этнографическим и археологическим данным, в Лапландии они могли быть самыми разнообразными в зависимости от характера «просьбы» (предметные, пищевые, символичные), но всегда несущими смысловую нагрузку: отдельные части добычи охоты и рыбного промысла (рога, шкуры, головы, копыта, мясо, кровь, жир, кости, крылья), закланные домашние животные (олени, собаки, кошки, овцы), приготовленная пища для ритуальной трапезы (молочные продукты, хлеб и т. п.), украшения и монеты, предметы одежды и личного 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz