Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

крупные возвышенности. В Шведской Лапландии саамские священные горы имели, например, «уникальный или странный» вид. Скалы естественной причудливой формы, сформированные эрозией, часто избирались для сакрализации, особенно если в них усматривались антропоморфные черты [Прайс, 2002: 56-57]. В региональной историографии культ природных объектов иногда трактуется как самобытное явление саамской культуры, что не соответствует действительности. В ретроспективе следы подобных анимистических представлений в различных вариантах отмечаются повсеместно на огромной территории Северной Европы и Сибири, где присутствует горный рельеф [Сериков, 2013; Шутова, 2018]. В западной части ареала исторического расселения саамов разноплановые этнографические и археологические исследования жертвенных мест проводятся целенаправленно со второй половины XIX в. Профессиональное внимание привлекали как крупные «общеродовые святилища», так и небольшие «семейно­ промысловые жертвенники». Постепенно сформировались принципы работы с этими специфичными источниками по «саамской археологии», но общая методика пока не выработана и дискуссия продолжается [Аикас, 2016; Aikas, 2015; Aikas et al., 2012; Okkonen, 2007; Sarkkinen, 1995]. Существует мнение, что «культовые места кольских саамов изучены на местах их расселения достаточно хорошо» [Кошечкин, 2003: 118], но реально на территории России «святилища», соотносимые с саамским этносом, несмотря на постоянный интерес, углубленно археологами не обследовались. Информация о «лопских капищах» в известных нарративных и документальных источниках минимальна, и сведения об особенностях их функционирования основываются только на малочисленных, фрагментарных и с существенной долей субъективности сообщениях конца XIX — начала XX вв. этнографов и путешественников по Кольскому п-ову [Алымов, 1929; Визе, 1912; Харузин, 1890]. Несомненно, часто практикуется привлечение для интерпретации разных сторон религиозного мировоззрения аборигенов Русской Лапландии более значительного блока источников по истории и этнографии саамских групп остальной части Фенноскандии. Методологически это неверно, так как уже в XIX в. отмечались различия обрядовых традиций в поклонении культовым камням у западных и восточных саамов. Кроме того, этнографические примеры не обязательно представляют собой ритуалы, непосредственно восходящие к более раннему времени. Методика поиска культовых объектов При отмеченной незначительности источников некоторая основа для поиска на местности объектов, которые связаны с культовой деятельностью, все же существует. В первую очередь это блок «специальной» саамской микротопонимики, собранный в 1920-1930-е гг. [Географический..., 1939], а также единичные краткие описания путешествующих специалистов, позволяющие «вычислить» местоположение сакральных объектов (см. напр.: [Хальстрём, 2013; Ramsay, 2008]). Важна и информация, собранная советскими этнографами, отложившаяся в научных архивах и нередко опубликованная 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz