Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

in the Murmansk region. The geochemical investigations supported the speculation about some ancient rituals like sacrifices that has been performed around rock pillars. Apparently it was perceived as expressive natural object possessing sacred properties what named in historiography of the Sami ethnography as “sieid”. Keywords: Barents Sea, Murmansk coast, the Srednii Peninsula, the Saami cult complex, Russian Lapland, “sieid”. Проблематика природных культовых объектов Лапландии В настоящее время в археологии европейской части Российской Арктики оформилось и актуализировалось ранее мало привлекавшее специалистов перспективное направление по изучению памятников аборигенных культур нашей эры. «Вечные» исследовательские темы по дискуссионным вопросам мифологии коренных жителей Лапландии — это традиция почитания природных объектов-сейдов и проблематика саамских «ритуальных археологических комплексов»1. В 1775 г. известный немецкий этнограф Иоганн-Готлиб Георги в обстоятельном очерке о коренном населении «Российской Лопарии» приводит краткие сведения об иерархии пантеона саамских божеств и выделяет две группы священных мест: почитаемые природные объекты (горы, реки, озера) и «деревянные безобразные, из корней вырезанные или из камней устроенные идолы, первых называют они пассами, а последних, кои видны больше при озерах и реках и состоят из целых груд странно огромощенных камней, нарицают саетами» [Георги, 1799]. В нашем исследовании остановимся только на жертвенных местах, связанных с природными объектами2. Культ выразительных природных объектов был общим для всего ареала исторического расселения саамов. Освоенное «лапландцами» окружающее пространство структурировалось посредством его мифологизации — выделения «мест особой сакральной силы», в качестве которых могли выступать разнообразные оригинальные элементы природного окружения: горы, скалы, вертикальные и горизонтальные расщелины, каньоны, отдельные валуны особенной формы, гроты, острова, пороги, водопады, озера, реки. Водоемы и расщелины преимущественно рассматривались как места сообщений между разными мирами. Интересующие нас горы и скалы воспринимались как обиталища духов — хозяев местности3. Доминирующая высота не была основным семантическим критерием, и сакральными в ландшафте считались не все 1 Ритуальный археологический комплекс — совокупность жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой («святилища», «капища», «жертвенные места», «костища», «жертвенные площадки и ямы» и т. д.) [Русанова, Тимощук, 2007]. 2 Из-за дискуссионности проблематики мы не рассматриваем встречаемые на Кольском п-ове и в Карелии оригинальные мегалитические сооружения — крупные валуны, установленные на небольшие камни-«подставки», с 1960-х гг. обозначаемые в российской историографии термином «сейды». 3 «Боготворение камней составляет одну из выдающихся особенностей религии Лопарей. Везде, где говорят языком лопарским, слышны предания о Сейде, Сиейде, т. е. об идолах из камня, в которых, по понятиям лопарей, живет божество и ему они приносят жертвы по большей части из рогов или оленьих костей» [Кастрен, 1860]. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz