Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.
Рис. 3. Б. И. Гуревич (вторая слева) с коллегами. Рис. 4. У стен лаборатории. Мончегорск, Мончегорск, май, 1959 г. май, 1959 г. В сентябре 1956 г. с использованием результатов разработок сотрудников лаборатории строительных материалов Геологического института КФАН СССР (авторы канд. геол.-минерал, наук Д. Д. Теннер, канд. техн. наук Е. Е. Россинский, канд. техн. наук Н. Ф. Брянцева) был пущен в эксплуатацию завод силикатного кирпича в г. Оленегорске с использованием кварцевых отходов Оленегорского ГОКа. Была организована камнерезная мастерская, планировалось развернуть вермикулитовое производство. В июле 1962 г. на основе разработок лаборатории в этом же городе построена и пущена в эксплуатацию камнедробильная установка по производству щебня. В тот же год к приезду в Мурманскую обл. Н. С. Хрущева была подготовлена выставка облицовочных камней и вермикулита. Ответственным исполнителем темы «Декоративно-облицовочные камни» был Владимир Моисеевич Горюнов. Одним из направлений данной темы была разработка технологии получения и применения терразитовой штукатурки. Сырье привозили из Ковдора, дробили, рассеивали. О практическом применении результатов работы лаборатории сотрудники шутили: «Где внедрение? Так вот идите к ИХТРЭМСу и смотрите». С появлением в коллективе Владимира Николаевича Дава активно стало развиваться изучение технологии изготовления сувенирной продукции из камня, брошек, шкатулок и др. Цех по производству сувенирной продукции был создан на базе комбината «Североникель». О жизни в Мончегорске Бася Израильевна вспоминает тепло и с улыбкой: «А жили весело , потому что были молодые. И в кино ходили , в ресторан ходили , и вечера устраивали. И на танцы ходили». Случались и настоящие приключения. Так, за зарплатой и по кадровым вопросам приходилось ездить в пос. Кукисвумчорр. Дорога была неблизкой и занимала целый день. Из Мончегорска нужно было сначала добраться до станции Оленья (сейчас — г. Оленегорск) в вагонах «Североникеля» 1930-х гг., двигавшихся «от паровой тяги, без света, при свечах». Затем пешком преодолеть неблизкий путь до железной дороги, которая была уже электрифицирована, и там дождаться поезда в г. Апатиты. На железнодорожной станции необходимо было сесть на электричку до Кировска (дорогу между городами Апатиты и Кировск тогда еще строили), а из Кировска до Кукисвумчорра добраться на автобусе. Однажды Б. И. Гуревич для разрешения рабочих вопросов была отправлена в Президиум КФАН СССР, а заодно, по поручению коллег, должна была получить зарплату на всех сотрудников лаборатории. Возвращавшуюся из «центра» под вечер 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz