Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

Нюрнбергский процесс, а кто-то выразил уважение автору «дневника смерти»: «Не только задокументировал все зверства скотов немецких но и еще и жару им дал в Берлине, дааа о героизме таких людей очень мало сказано — а жаль...» (Lev9999). Заметим, что в контексте «украинского вопроса» и дневник, и вся книга Кравченко-Бережного приобрели исключительную актуальность. На просторах Интернета встретилась информация о художественном произведении — трилогии «Жизнь Русакова» писателя Ивана Иван-Чаева. Главный персонаж — «один из миллионов обычных граждан, родившихся и учившихся в одной стране, достигших зрелости в другой, а ныне живущих в третьей» (СССР, СНГ, Россия), который эволюционирует «до человека, пытающегося найти в окружающем мире глубокие смыслы». Не откажемся от обширной цитаты из третьей части трилогии, поскольку она имеет прямое отношение к книге Р. А. Кравченко-Бережного: «Плюс ко всему, в свое время Русаков прочел замечательную книгу мемуаров Р. А. Кравченко-Бережного «Между белым и красным. Стопкадры моего XX века», где автор в частности описывает период оккупации немцами его родного города Кременец в Западной Украине. Судя по этим воспоминаниям, население в этом регионе действительно не сразу разобралось, кого ему лучше поддерживать — украинских националистов («бандеровцев»), оккупационные немецкие власти или Красную армию. Но очень быстро людям стало ясно, что реальной силой, не творившей на этой территории зверств и ущемлений коренных жителей в правах — была именно советская власть. Поэтому многие молодые люди, как и сам автор мемуаров, примкнули к Красной армии и воевали против немцев и «бандеровцев» < ...> . При всей неоднозначности событий присоединения Западной Украины, у большинства населения УССР был общий опыт сражения вместе с другими народами советской державы против немецко-фашистских захватчиков» [Иван-Чаев, ЭР]. Культурно-образовательный ресурс Сочинения Р. А. Кравченко-Бережного обладают большим культурным потенциалом, который далеко не исчерпан. Чаще других к ним, причем исключительно к дневнику, обращаются педагоги и учащиеся средней и высшей школы. Дневник используется при разработке уроков, посвященных памяти о войне и Холокосте, и ставится в ряд с произведениями известных писателей на эти темы [Методическая..., ЭР; Приложение..., ЭР; Разработка..., ЭР; Человеческая..., ЭР]. Под руководством учителей школьники выполняют работы по истории на конкурсы, посвященные памяти о войне и Холокосте. В 2010 г. несколько таких работ было выполнено на основе дневника Романа Кравченко. Материалы конкурсной работы старшеклассницы Анны Киселевой «Из дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко» были размещены на сайтах образовательного центра «Нива» (Сергиев Посад) и фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» [Киселева, ЭР]. Записи из дневника использовала в работе, названной «Цена Победы», ученица 8-го класса из города Красноярска Алина Драниченко (руководитель — учитель истории Е. В. Красикова). «Эти записи показывают, что действительно гонение евреев немцами было. Эти 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz