Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

Бережной — «советско-российский ученый, писатель, во время немецко- фашистской оккупации г. Кременец (Тернопольская обл., Западная Украина), он вел дневник, в котором писал в том числе и об уничтожении евреев города», далее — об использовании дневника на Нюрнбергском процессе [Пекер, ЭР]. Краткие данные об авторе И. Пекер поместил также на своих страницах в «Живом журнале» и на Фейсбуке. Алексей Викторов представил материал в виде рассказа о юном авторе, который ведет записи об августовских событиях в Кременце: «Август 1942 года, свеча тускло освещает чердак дома бывшего царского офицера, где 15-летний Ромка пишет дневник. В нем все про смерть...» и т. д. После описания первого дня трагедии повествователь переходит от пересказа к цитированию дневника, а заканчивает свой текст историей о том, как на вопрос, почему, отклонив бронь, он ушел воевать, Роман Александрович ответил, что ему «было за кого мстить». Текст А. Викторова размещен на сайтах Jewish.Ru (Глобальный еврейский онлайн центр) и Isralove.org [Викторов, ЭР]. Из обсуждения на сайте Isralove.org: «Спасибо честному, умному, храброму мальчику Ромке и родителям, которые воспитали такого сына. В свои 15 лет он в стократ мудрее и чище тех, кто со злорадством наблюдал за муками ни в чем не повинных людей. И я до конца своей жизни так и не пойму, как можно настолько сильно ненавидеть людей, которые ничего плохого никому не сделали. А совсем напротив дали миру гениальных ученых, композиторов, художников... А сколько еще могли дать!»4 (Тра-д — Светлана Грамидер). Тот же текст, выложенный на информационно-развлекательном сайте «Пикабу.ру» ( pikabu.ru) , спровоцировал обсуждение пользователей. В репликах участников, большей частью острых и саркастических, далеких от политкорректности, столкнулись мнения о злободневных политических вопросах: о понимании фашизма, современной этнополитической ситуации, национализме (в том числе в Прибалтике и Украине). Цитируем выборочно: «Друзья, благодаря советскому образованию, я знаю и помню, что такое фашизм. Знают и будут ли помнить это нынешнее поколение — вот вопрос. Как пример — Украина: возвеличение других “героев”, забытие прежних, травление дружных ранее наций...» (Alex96bxt); «Да уж, не всех недобитков нашли наши деды, ох не всех» (NSAction); «Но-но! Побольше уважения к национальным хероям нынешней украины!» (ЗиМа); «<...> какие герои у твоей Украины, которую тебе Киселев показывает, но для меня герой Украины это Кожедуб и другие. Это все равно что сейчас покажут где нибудь скинхедов зигующих, и скажут что теперь фашизм официальный строй у нынешней России. Выключай телевизор и включай мозги» (DaddyExt); «Але! Земля вызывает эльфляндию! У них президент и парламент в 2019 году приравняли этих шуцманов к ветеранам Красной Армии. Им тоже Кисилев показал пару передач?» (ЗиМа); «Это чтобы народ не расслаблялся, а знал и помнил, что самые пострадавшие в ВОВ это евреи. Не белорусы, не украинцы и не русские, не не не. Евреи и немножко геи/цыгане/сумасшедшие» (GagarinOnLine) и т. д. В процессе обсуждения кто-то поделился ссылкой на фильм о фашизме, кто-то порекомендовал прочитать дневник известного ученого, пережившего оккупацию на Украине, кто-то пообещал «хохлам» новый 4В цитатах сохраняется орфография и пунктуация оригинала. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz