Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.
on the facts of the use of the memoirist's texts for educational, research and other purposes. Public resonance is associated with the urgency of the problems of nationalism, national-cultural identification and reception of the events of the Second World War. Keywords: memories, diaries, the Great Patriotic War, R. A. Kravchenko-Berezhnoy. Введение По мере методологических сдвигов в гуманитарных науках во второй половине XX в. предметом исторических исследований все чаще становились не столько события и глобальные процессы, сколько свойства и состояния действующих в истории субъектов — идентичность, ментальность, эмоции, социальная психология, идеология и т. д. Сформировалась обширная область гуманитарного знания, сосредоточенная на феномене социальной (коллективной, исторической, культурной) памяти и коммеморации (memory studies) (см., напр.: [История и память, 2006; Assmann, 2007; Gensburger, 2016; Kansteiner, 2002; Olick et al., 2017]). Память ограничена социальными рамками, групповым и индивидуальным опытом. По замечанию одного из «основоположников» memory studies, потребность помнить выводит историю за пределы деятельности профессионалов, то есть «превращает каждого в историка самого себя» [Проблематика..., 1999]. При таком подходе исключительное значение приобрели источники личного происхождения («эго-документы»): дневники, мемуары, автобиографии, письма. Недоверие к этим источникам сменилось повышенным вниманием к ним, тем более что все меньше доверия вызывали официальные версии истории. Событийный драматизм XX в. стимулировал интерес к персональным историям людей, «выживших» в истории. Литература non fiction («документальная», основанная на фактах, имеющая установку на достоверность) в последние десятилетия прошлого столетия стала вытеснять художественную в читательских предпочтениях. Расширился и социальный состав пишущих — мемуаристов, «историков самого себя». Появилась необходимость глубже осмыслить такие феномены, как «нехудожественная литература» (понятие «нефикциональная», которое нередко используется, неудобно для русского языка) и «непрофессиональный писатель». С одной стороны, свойства текста зависят от социально-культурных свойств личности (не обязательно определяемых профессией), с другой стороны, они оцениваются экспертами на предмет «литературности» и «художественности». Природа литературы поп fiction, как минимум, двойственна: с одной стороны, это исторический источник, с другой — литературное произведение. Изучение автобиографий, воспоминаний, дневников оказалось очень полезным и актуальным не только для историков и социологов, но и для литературоведов [Мемуары..., 2004; Местергази, 2006; Луцевич, ЭР; Тартаковский 1991; Тесля, 2012]. Когда личный документ получает литературное оформление и предполагает будущих читателей, он приобретает и создает новые смыслы, выстраивает образ исторической реальности и образ автора. Как любое произведение, он начинает жить собственной жизнью, которая может быть долгой или короткой. Все зависит от того, насколько произведение будет доступно читателю, востребовано им и созвучно социальным и личным проблемам — «вечным» или преходящим. Один из ключевых вопросов, который возникает при анализе литературной биографии 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz