Труды Кольского научного центра РАН. №6, вып. 19. 2020 г.

обязал партийные, советские, профсоюзные и хозяйственные организации развернуть научно-политическую пропаганду химических знаний, организовать распространение передового опыта производства. Это совпало и с изменением в структуре КФАН, а именно — с образованием в 1957 г. Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья, сотрудники которого собирали на свои лекции о роли химии в природе и промышленности большую аудиторию. Лекторы ИХТРЭМС были первыми, кто перешел от чтения отдельных лекций к тематическим циклам. Ими был разработан специальный цикл лекций о полимерах, пластических массах и их применении в технике, о том, что может дать народному хозяйству и населению страны использование отходов угля и нефти, о новых видах синтетических волокон и других изделиях химической промышленности. К началу 1960-х гг. относится и такое новое направление в просветительской деятельности, как чтение лекций по заказам и запросам организаций и учреждений, а также в целевых слушательских аудиториях. Лекторы не только разрабатывали свои лекции и доклады, следуя разработанной тематике, но и выполняли «заказы». В октябре 1960 г. партийный и профсоюзный комитеты комбината «Апатит» обратились с призывом выступать перед рабочими, служащими, инженерно-техническими работниками рудников, обогатительной фабрики, служб и отделов комбината с лекциями и докладами, которые давали бы представление о научной деятельности КФАН, о достижениях науки и техники в Советском Союзе и за рубежом. Призыв вызвал незамедлительный отклик членов общества «Знание» и оживление их деятельности. Помимо лекций на общие темы о науке, ученые разработали так называемые «направленные» лекции для определенной целевой аудитории. К таким можно отнести, например, доклад председателя Президиума КФАН, чл.-корр. АН СССР А. В. Сидоренко «Основные направления научных исследований на Кольском полуострове и последовавших за ними открытиях» для работников управления комбината «Апатит» и его научно-исследовательской лаборатории. Работа в целевых аудиториях активизировалась с 1961 г. в связи с образованием в составе КФАН Горно-металлургического института, научные сотрудники которого организовали цикл лекций «Проблемы комплексного использования минерального сырья» и «Проблемы обогащения минерального сырья» для ИТР и рабочих электромеханического, дробильного и мельничного цехов АНОФ-2. В 1960-е гг. традиционно большую работу проводила небольшая по численности первичная организация общества «Знание» Полярно-альпийского ботанического сада. Неоценимой была помощь его сотрудников учителям биологии города. Ученые принимали активное участие в совещаниях учителей на секции биологов, где выступали с лекциями на темы естествознания, а также подготовили цикл лекций для учителей Мурманской обл. о наглядных методах преподавания ботаники в школах и методике проведения школьных и внешкольных занятий. В 1970-е гг. особое место в лекционной деятельности заняла экологическая тематика. Это было связано с тем, что в 1972 г. было принято решение о совершенствовании системы охраны природы в стране. Совместно с Апатитским советом Общества охраны природы сотрудники Кольского филиала 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz