Труды КНЦ вып. 11 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 8/2020 (11)

находятся на завершающей стадии реализации. Однако, в связи с тем, что модели разрабатывались в разных трехмерных средах, возникла проблема их стыковки, масштабирования и взаимоувязывания их поведения. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть типовую структуру программно-аппаратной части подобных систем моделирования (симуляторов), а также наиболее распространённые виды и способы практической реализации симуляторов. 2. Структура программно-аппаратного комплекса системы моделирования (симулятора-тренажера) Тренажеры-симуляторы (системы моделирования) обеспечивают профессиональную подготовку операторов, формирование и совершенствование навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом. Функционально тренажеры-симуляторы подразделяются на специализированные, комплексные и групповые. Специализированный тренажер-симулятор предназначен для подготовки оператора к выполнению деятельности по определенной специальности. Комплексный тренажер-симулятор предназначен для совместной подготовки нескольких операторов в полном объеме алгоритмов их деятельности, или одного оператора, деятельность которого осуществляется по нескольким специальностям. Групповой тренажер-симулятор предназначен для одновременной подготовки операторов взаимосвязанных систем. Тренажер-симулятор, как правило, предполагает наличие рабочего места инструктора. Инструктор задает сценарий тренировки, а также может управлять ходом тренировки и оценивать ее результаты. [2] В общем случае тренажер представляет собой программно-аппаратный комплекс, имеющий структуру, представленную на рисунке 1. Рис. 1. Общая структура программно-аппаратного комплекса тренажера [3] Определим основные понятия, применяемые при анализе и разработке автоматизированных систем моделирования и тренажерно-обучающих комплексов (тренажеров). 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz