Труды КНЦ вып. 11 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 8/2020 (11)

(СМП) активно модернизируется транспортная инфраструктура региона, например, расширяется гражданский порт в г. Мурманск, строится дополнительная железнодорожная ветка к логистическим портовым объектам. Расширение региональной транспортной сети заставляет решать традиционные логистические задачи, такие как: • построение маршрута в зависимости от различных критериев (расстояние, оперативность доставки, стоимость и т.д.); • выбор вида транспорта; • мониторинг состояния транспортной сети и оперативное управление перевозками. Для успешного решения поставленных логистических задач используются современные информационные технологии, начиная от моделей отдельных процессов и заканчивая специализированными системами поддержки принятия решений. В рамках данной статьи рассматриваются компьютерные модели, разработанные для информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере логистики. С точки зрения исследования транспортно-логистических систем разного уровня применяются аналитическое моделирование, которое позволяет получать относительно точные решения в рамках принятых допущений, и имитационное, сводящееся к воспроизведению поведения реально существующей системы и постановке на ней экспериментов. В современной теории моделирования сложных систем применяются комбинации этих двух подходов. Имитационное моделирование является более предпочтительным с точки зрения исследователя по следующим причинам: • Не для всех классов исследуемых задач существует аналитическое решение; • Даже если аналитическое решение существует, оно слишком трудоемко для получения. Безусловным достоинством имитационного моделирования перед аналитическим является возможность решения более сложных задач. Имитационное моделирование позволяет предсказывать поведение системы с учетом допущений и маловероятных событий, ставить на модели многочисленные эксперименты, а также позволяет предоставлять полученные результаты имитации в доступной для человеческого восприятия форме (таблицы, графики, анимированные изображения и т.п.). Одним из средств имитационного моделирования, зарекомендовавших себя при решении практических задач, является программный продукт AnyLogic. Существенным преимуществом AnyLogic по сравнению с другими средствами имитационного моделирования является возможность разработки сложных моделей на основе интеграции дискретно-событийного, агентного и системно­ динамического моделирования. С точки зрения исследования транспортно­ логистических систем, данная имитационная среда является предпочтительной ввиду наличия в ней готовых библиотек разнообразных модельных объектов [2]: • Пешеходная библиотека - инструмент для моделирования пешеходных потоков и анализа поведения толпы (в том числе пешеходов-курьеров); • Железнодорожная библиотека - позволяет эффективно моделировать 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz