Труды КНЦ вып. 11 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 8/2020 (11)

В настоящее время планируется, что опережающий рывок может произойти в России при реализации 12 национальных проектов, в числе которых «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Культура», «Демография», «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика РФ». Национальный проект «Цифровая экономика» состоит из нескольких отдельным проектов (по сути, также мегапроектов) - «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». Как уже было сказано ранее, все перечисленные проекты действительно являются мегапроектами, так как представляют собой целевые программы, содержащие несколько взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем, и представляют собой экономические макросистемы. Неудивительно, что разработка и реализация мегапроектов, построение экономических макросистем, стоят дорого, и причина дороговизны заключается не только в их масштабности. Это также связано с тем, что присущая мегапроектам неопределенность не позволяет исчерпывающим образом расписать их цели и структуру, что для финансирования используются в основном привлеченные, заемные и/или бюджетные средства, что простой техники дисконтирования денежных потоков недостаточно для определения их эффективности. Основными рисками, которые свойственны мегапроектам, как макросистемам, являются: • риск несоответствия полученного результата замыслу; • риск, связанный с невозможностью полностью контролировать ситуацию; • риск незавершения проекта в целом или затягивание сроков реализации проекта в частности; • риски, связанные с игнорированием возможных негативных последствий. Подробное рассмотрение упомянутых ранее мегапроектов позволило сделать вывод, что все перечисленные нами риски им присущи, и большая часть этих проектов коммерчески малоэффективна. Но когда речь идет о крупных, масштабных проектах, необходима оценка их эффективности с позиции государства и общества, и, при этом нельзя ограничиваться только учетом финансового результата для небольшой ограниченной группы непосредственно задействованных в проекте лиц, нужен системный анализ последствий реализации проекта для государства в целом. Проведенное исследование позволило сделать вывод о чрезвычайной сложности задачи оценки общественной эффективности мегапроектов по сравнению с коммерческой эффективностью. Значительную трудность представляет задача учета влияния внешних эффектов (экстерналий) проекта, обеспечивающая полноту оцениваемых последствий. Причем для наиболее крупных и значимых проектов помимо социальных и экологических экстерналий необходимо учитывать политические 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz