Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.
гигиенических и других полезных функций защитных лесов, которая является обязательной составной частью содержания «Лесного плана» субъекта Федерации. С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения», или закон «О компенсационных лесах» [2018а]. Его суть — сохранение лесистости территории посредством компенсации выбытия лесов их восстановлением всеми лесопользователями, а не только заготовителями древесины. Теперь закон закрепляет принцип «на один гектар вырубок — один гектар восстановления». Однако нельзя не заметить, что этот принцип является формальным, оторванным от реальной жизни, что подтверждает постановление Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 [Правила выполнения работ..., 2019]. В соответствии с этим документом органам управления лесным хозяйством в субъекте РФ предстоит огромная работа по обследованию земель, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения; затем рассмотрение их проектов, содержание которых в Правилах пока федеральным регулятором не установлено. Для Арктической зоны РФ, где активно ведутся работы по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и строительство линейных объектов, целесообразно увеличить срок, в течение которого компании, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению. Согласно закону, эти работы должны начаться «не позднее чем через год со дня внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости». Если срок не увеличить, то компании, зарегистрированные в ЕГРОН за год и более до вступления в силу федерального закона, не будут обязаны проводить работы по лесовосстановлению и лесоразведению. Выводы Несовершенство системы государственного управления лесами, где основная роль, полномочия и важнейшая функция по методическому обеспечению принадлежат федеральным органам власти, снижает уровень экологической и экономической эффективности лесопользования в целом по стране и в районах АЗРФ в частности. В качестве положительной тенденции в нормативно-правовом регулировании на пути к «устойчивому лесоуправлению» в стране следует отметить увеличение выделения средств из федерального бюджета на выполнение делегированных поручений субъектам Федерации, в т. ч. за счет федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Достижение целевых показателей федерального проекта «Сохранение лесов» в среднесрочной перспективе кардинально не повысит экологическую и экономическую эффективность лесопользования на территории АЗРФ. Рост показателей экологической и экономической эффективности лесного хозяйства в Арктике и Субарктике в значительной мере будет зависеть от качества исполнения новых федеральных законов о «защитных» и «компенсационных» лесах после дополнительного внесения в них изменений для обеспечения комплексного регулирования правового статуса защитных лесов и установления правил лесоразведения с учетом особенностей разных лесохозяйственных районов и лесопользователей. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz