Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.
изменений в Постановление..., 2019а]. Скорее всего, большая часть этих средств будет направлена на финансирование деятельности ФГБУ «Рослесинфорг», которое и сегодня выполняет функции по лесоустройству, инвентаризации лесов, включая лесное планирование и проектирование. «Рослесинфорг» имеет 37 филиалов по всей стране, и, возможно, именно этому учреждению передадут полномочия по лесоустройству, когда ответственность за него будет полностью возложена на федеральный уровень. Осуществление этой меры стоит только приветствовать хотя бы потому, что это позволит разрабатывать проекты освоения и восстановления лесов и «Лесные планы» на единой методической основе и гораздо быстрее. В настоящее время для составления «Лесного плана» исполнительный орган власти субъекта Федерации привлекает разные организации. Качество этих документов различается по регионам и часто является неудовлетворительным, так как расчеты некоторых показателей не обеспечены научно обоснованными методиками или они устарели, как, например, «Методика экономической оценки лесов» Рослесхоза от 2000 г. Не внушает доверия и важная для определения экономической эффективности лесопользования экономическая оценка средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов хотя бы потому, что методика ее выполнения не приводится. Для экономической оценки экологических функций леса в конкретном регионе требуются исследования, прежде всего биологического блока наук, их финансирование целесообразно включать в региональные программы по охране окружающей среды в регионах, где находятся соответствующие научные учреждения. На федеральном уровне эта задача должна стать приоритетной для ФГБУ «Рослесинфорг». В Мурманской обл. «Лесной план» разрабатывали трижды, однако последняя редакция составлена на основе целевых показателей госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг. с изменениями от 2018 г., то есть без учета целевых показателей федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Поэтому предстоит переработать «Лесной план Мурманской области» на период не только до 2024-го, но и до 2028 г. Как уже упоминалось, в 2019 г. вступает в силу ряд законов, направленных на совершенствование «Лесного кодекса» и управление лесопользованием. Для лесопользования в АЗРФ будет иметь значение исполнение Федерального закона «О защитных лесах» в целом и внесение в характеристики ценных лесов или особо защитных участков леса понятия «девственные леса», которые в Республике Коми уже включены в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Такие леса сохранились и в Мурманской обл., и в Республике Карелия. Согласно «Методике государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ», при определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается единственный вид лесопользования — заготовка древесины [Об утверждении Методики..., 2002]. В связи с этим кадастровая оценка проводится только для эксплуатационных лесов, а для защитных лесов в северных субъектах она занижается. Целесообразно повысить кадастровую стоимость защитных лесов хотя бы на уровне лесхозов. Первоначально это можно сделать на основе экономической оценки средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz