Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.

лесного фонда. За истекший период 2019 г. проведено 18338 мероприятия по контролю в лесах» [Итоги работы..., 2019]. Согласно этому отчету, было проведено 732 проверки в среднем за месяц, или 24 проверки ежедневно; только в январе план проверок был перевыполнен в 1,48 раза. Создается впечатление, что контролеры успешно справляются со своей работой и нет оснований для увеличения их численности. Особый интерес для оценки последствий реализации федерального проекта «Сохранение лесов» в регионах АЗРФ представляет финансирование его мероприятий из федерального бюджета. В структуре госпрограммы«Развитие лесного хозяйства РФ в период с 2019 по 2024 годы» доля федерального проекта «Сохранение лесов» равняется 16,2 %. Планируемые средства распределены по мероприятиям двух подпрограмм: «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и «Стратегическое управление лесным хозяйством». Арктическая зона РФ, как приоритетный регион, выделена отдельной строкой, и в целом по государственной программе на ее долю приходится 1 1 , 1 % средств. Для сравнения: на регионы Дальневосточного федерального округа приходится самая большая доля — 16,5 % от общего объема средств федерального бюджета. Планируется следующее распределение федеральных бюджетных средств по мероприятиям проекта «Сохранение лесов». Наибольшая доля будет направлена на оснащение органов субъекта Федерации противопожарной техникой как в целом по проекту, так и, например, в Мурманской обл. На увеличение площади лесовосстановления в целом по Арктической зоне планируется потратить 21 % от общего объема ассигнований. В Мурманской обл. на мероприятия по лесовосстановлению и закупке техники для него также предусматривается выделить значительные средства. На формирование необходимого запаса семян для бесперебойного лесопосева планируется выделить более трети федеральных средств, так как его основную массу придется закупать в питомниках. Следует обратить внимание на планирование показателей и финансирование подпрограммы «Стратегическое управление лесным хозяйством», целью реализации которой является повышение эффективности управления лесами. Для этого придется приложить усилия, чтобы исправить или уменьшить негативное влияние недостатков организации управления лесопользованием: • отсутствие достоверной информации о количественных и качественных характеристиках лесов; • низкий уровень лесного планирования; • несвоевременное выделение средств на выполнение делегированных поручений; • отсутствие проектного управления и постановки конкретных задач перед научными организациями; • излишний документооборот и надзор со стороны федерального регулятора и др. По направлению «Обеспечение стратегического управления лесным хозяйством» в подпрограмме планируется увеличивать ежегодное финансирование в 1,6 раза. Прирост ежегодного финансирования на научное обеспечение реализации программы составит всего 4 %. Начиная с 2019 г. Рослесхоз планирует выделять ежегодно почти 400 млн руб. на «обеспечение землеустройства и землепользования», вероятно, для выполнения нового постановления Правительства РФ от 07.03.2019 № 244. [О внесении 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz