Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.

В Мурманской обл. только 30 % лесного фонда передано в пользование. В среднесрочной перспективе показатель использования площади лесного фонда для разных целей в целом по стране снизится почти на 7 %, а по Арктической зоне увеличится на 4,5 %, в основном за счет его роста в Республике Коми, в остальных арктических субъектах РФ он вырастет менее чем на 2 %. В связи с этим представляются необоснованными планируемые высокие темпы роста объема платежей в бюджетную систему РФ за использование лесов — почти в 2 раза в целом по стране и в 1,88 раза по АЗРФ. В Мурманской обл., где в структуре лесов преобладают защитные леса, объем ежегодных платежей за лесопользование планируется увеличить в 2 раза, а доля лесного фонда, переданного в пользование, вырастет к концу реализации проекта только на 1,1 %. Составители госпрограммы не дают объяснений относительно причин резкого роста объема платежей. По нашему мнению, достичь таких показателей можно следующим образом: увеличить кадастровую стоимость лесных земель, собрать все недоимки прошлых лет и повысить платежи за все виды использования лесов, в том числе за потребительскую рекреацию с населения. Одной из провозглашенных задач федерального проекта «Сохранение лесов» и госпрограммы развития лесного хозяйства страны является увеличение численности должностных лиц, осуществляющих лесной надзор в расчете на 50 тыс. га земель лесного фонда. Рост данного критерия должен демонстрировать усиление охраны и надзора за сохранением лесов. В государственной программе по субъектам Федерации темпы роста этого показателя резко различаются: в Архангельской обл. он не изменится, в Ямало-Ненецком АО возрастет в 3 раза. В целом по АЗРФ его планируется увеличить в 2 раза. По нашему мнению, постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 366 «Об утверждении перечня должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор...» [2017] делает этот показатель непригодным для межрегиональных сравнений, так как он предназначен выполнять сугубо идеологическую нагрузку. В соответствии с действующей системой утверждения перечня должностных лиц увеличить этот показатель в субъекте Федерации можно за счет нескольких специалистов Министерства природных ресурсов региона, а в лесничествах — за счет инженеров по охране и защите леса (или по лесовосстановлению) и увеличения количества лесничих. При этом на фоне огромных размеров лесного фонда в АЗРФ показатель в расчете на 50 тыс. га фактически не изменится, например, в Мурманской обл. в настоящее время насчитывается 8 8 должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор: 8 чиновников Министерства природных ресурсов и экологии и 80 лесничих [Лесной план...,2018]. Предложения об увеличении количества лесничих пока не имеют решения, не разработаны даже методические подходы по расчету нормативов их численности. Поэтому количество лесничеств и участковых лесничеств, а также их работников по-прежнему устанавливаются приказами Рослесхоза на основе интенсивности эксплуатации лесов. По идее, количество проверок должно быть таким, чтобы свести до минимума нарушения лесного законодательства. По данным отчета Министерства природных ресурсов Республики Карелия, «за I полугодие 2019 г. должностными лицами министерства и работниками центральных лесничеств, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, в количестве 647 чел., проведено 4389 патрулирований территории 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz