Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.
Следует остановиться на такой актуальной проблеме управления лесопользованием, как коррупция чиновников, которая неизбежна во всех сферах использования высокодоходных или редких природных ресурсов. В районах Арктики и Субарктики она усугубляется наличием на лесных площадях водоемов с ценными породами рыб, а в лесах — птиц и зверей. По нашему мнению, одной из причин ежегодного невыполнения планов по сбору платежей за использование лесов также является коррупция между арендаторами лесных участков и арендодателями. Например, владельцы рыболовных лагерей платят налог в несколько раз меньший, чем базы отдыха или оздоровительные детские лагеря вблизи населенных пунктов. Основная причина кроется в низкой кадастровой стоимости 1 га защитных лесов в районах Субарктики и Арктики, которая до сих пор определяется по методике, разработанной федеральным регулятором еще в 2 0 0 0 г. на основе годового расчетного рентного дохода, получаемого в результате их хозяйственного использования [Об утверждении Методики..., 2002]. Предложения по повышению эффективности управления лесным хозяйством в субъектах АЗРФ В декабре 2018 г., спустя два месяца после утверждения паспортов национальных проектов, были внесены поправки в государственную программу РФ «Развитие лесного хозяйства» [Паспорт..., 2018; О внесении изменений в Постановление... 20196]. Целью изменений было включение в программу мероприятий по федеральному проекту «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» и объемов их финансирования, что, несомненно, будет способствовать их выполнению. Несмотря на то, что прогнозные параметры новой редакции государственной программы рассчитаны без фактических данных за 2018 г. и многие целевые показатели и объемы их финансирования начиная с 2019 г. одинаковы, показатели программы позволяют получить представление об ожидаемых итогах реализации национального проекта, в том числе и в Арктической зоне РФ (табл.). Важнейшая для оценки эффективности лесопользования составляющая «лесистость» в 2017 г. в целом по России была в 1,22 раза выше, чем в АЗРФ. К концу срока реализации госпрограммы и федерального национального проекта «Сохранение лесов» соотношение показателей не изменится, что можно расценивать как достижение, тогда как в 2015 и 2016 гг. показатель в целом по стране снизился с 46,6 до 46,4 %. Фактическое соотношение доли площади лесовосстановления к площади вырубленных и погибших лесов не приводится, поэтому темп роста определен по плановым показателям госпрограммы за период с 2019 по 2024 гг. В целом по стране этот показатель планируется увеличить в 1,55 раза. В АЗРФ темпы будут выше за счет его резкого роста в Ямало-Ненецком АО и в Республике Саха (Якутия). С большой степенью вероятности можно утверждать, что повышение показателя в этих регионах произойдет в результате выполнения добывающими и геологическими компаниями своих обязательств по лесовосстановлению. Важным критерием роста платежей за лесопользование является «доля площади лесного фонда, переданной в пользование, к общей площади лесного фонда». Самый низкий плановый показатель на 2019 г. установлен в Ямало- Ненецком АО (17,3 %), самый высокий — в Республике Карелия (62,3 %). 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz