Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.

Зашейковское и Мончегорское лесничества [Евсеев, Красовская, 2012]. В приказе Рослесхоза «Об установлении возрастов рубок» [2015] перечислены все субъекты Федерации и их муниципальные районы, на территории которых имеются притундровые леса. Лишь для некоторых муниципалитетов границы лесов указаны в документе с координатами или с описанием, но для большинства притундровых лесов координаты и описание отсутствуют. Поэтому следует согласиться с мнением профессора В. Ф. Цветкова о том, что территория и границы притундровых лесов в России до сих пор «достоверно не определены» [Цветков, Семенов, 2012]. В связи с этим с высокой степенью вероятности можно ожидать нарушения особого режима притундровых лесов во время санитарных рубок. В настоящее время притундровые леса подвергаются высокой антропогенной нагрузке, которая только усилится при реализации государственной стратегии по социально-экономическому развитию российской Арктики. Лесничества сопротивляются переводу лесных земель в сельскохозяйственные, потому что теряют арендаторов и платежи за использование лесных земель. Напротив, администрации муниципалитетов, в которых проживают малые народы Севера, заинтересованы в этом переводе, так как за использование части родовых оленьих пастбищ, например в Ханты-Мансийском автономном округе, добывающие компании уже сегодня платят их представителям. Притундровые леса выполняют важные защитные и климаторегулирующие функции и поэтому относятся к ценным лесам, которые, в свою очередь, входят в состав защитных лесов. Для последних установлен особый правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства. Категории защитности лесов и особый правовой режим использования и охраны для каждой категории впервые были определены федеральным законом, в котором, например, выделена категория «ценных лесов» [О внесении изменений в Лесной кодекс..., 20186]. Важность исполнения этого закона на практике трудно переоценить для АЗРФ, где, по причине наличия притундровых лесов, доля защитных лесов сравнительно выше и они более уязвимы. Например, из общей площади земель лесного фонда Мурманской обл. защитными лесами занято около 60 %. Такая ситуация наблюдается в большинстве муниципалитетов Арктической зоны России. Следует отметить, что в районах Арктики и Субарктики создано много рыбоохранных зон и для их защиты установлены нерестоохранные полосы лесов, в которых наблюдаются постоянные нарушения режима использования как браконьерами, так и туристами. Значительную долю в составе защитных лесов составляют леса особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и их площадь в перспективе будет увеличиваться. В рамках федерального проекта «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» национального проекта «Экология» планируется создать 24 новых ООПТ федерального значения, в том числе 5 в границах Арктической зоны РФ, один из них в Мурманской обл.— национальный парк «Терский берег». В 2018 г. был образован первый на территории Мурманской обл. национальный парк — «Хибины». В связи с новыми требованиями законодательства использование лесных участков возможно только в соответствии с проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы. Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской обл. только за 2018 г. было рассмотрено 240 проектов освоения лесов, из них 53 получили отрицательные заключения. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz