Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.

Особенностью северных субъектов Федерации и муниципалитетов является преобладание «земель лесного фонда» над другими категориями. Например, в Мурманской и Архангельской областях доля лесного фонда составляет по 94,3 % от общей площади лесов, в Республике Карелия — 97,3 %. Отсюда следует, что в сложившейся двухуровневой системе государственного управления лесами основная роль и полномочия принадлежат федеральным органам власти [Лесной кодекс..., 2006]. Начиная с 2006 г. часть полномочий по сохранению лесов была делегирована органам власти субъектов Федерации. Контроль расходования федеральных средств ужесточился до такой степени, что высшее должностное лицо субъекта Федерации не может без разрешения Рослесхоза назначить чиновника на должность соответствующего регионального органа исполнительной власти [Харитонова, 2015]. Несмотря на это, органы государственной власти субъектов Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, при исполнении указанных полномочий из года в год допускают нарушения требований законодательства. Основными выявленными в ходе проверок Рослесхоза в 2018 г. нарушениями являются [Оценка эффективности..., 2020]: • использование лесных участков без проекта освоения лесов; • несоответствие планируемых лесозащитных работ санитарной и лесопатологической ситуации; • недоимка по платежам в федеральный бюджет средств за использование лесов; • ведение государственного лесного реестра с нарушением установленных требований и др. Порядок распределения субвенций из федерального бюджета в региональные бюджеты для осуществления переданных полномочий был принят в 2007 г. Изменения в него вносились 11 раз, однако не способствовали решению проблемы обеспечения субъектов Федерации лесохозяйственной техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, а также пожарной техникой и противопожарным снаряжением и инвентарем. Новый порядок распределения субвенций из федерального бюджета принят в феврале 2019 г. и дополнен субсидиями на оснащение лесного хозяйства субъекта Федерации необходимой техникой [О внесении изменений в Методику..., 2019]. В нем установлены: • коэффициент, отражающий влияние численности проживающего на территории субъекта населения на возникновение лесных пожаров; • коэффициент численности государственных лесных инспекторов, обеспеченных техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов. Для лесов северных регионов первый коэффициент примерно в 2 раза меньше, чем в Бурятии или Забайкальском крае, второй — ниже (3 против 4), чем в центральных районах страны и на Кавказе. Поэтому весьма вероятно, что субвенции на мероприятия по лесовосстановлению и приобретению пожарной и лесохозяйственной техники будут незначительными по величине и для их получения сначала потребуется представить проекты их закупки и применения для предотвращения неэффективного использования и омертвления бюджетных средств. Важной особенностью управления северными лесами является то, что они находятся в двух зонах. Профессор А. В. Евсеев причисляет к зонам притундровых лесов и редкостойной тайги в Мурманской обл. 2598,2 тыс. га, включая 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz