Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.

прибегают в связи с реализацией инвестиционных проектов горнопромышленного и топливно-энергетического комплексов, транспортного строительства, создания особо охраняемых природных территорий и др. Цель нашего исследования состояла в анализе управления лесным хозяйством в районах АЗРФ в свете ожидаемых изменений в лесной политике, направления которой закреплены в последних нормативно-правовых документах, включая федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Анализ эффективности управления лесным хозяйством в районах АЗРФ Действующая модель государственного управления лесами отражает уровень развития рыночных и федеративных отношений в нашей стране. Она формировалась в ходе реформ государственного управления и государственного строительства в течение 28 лет новейшей истории страны. С принятием нового Лесного кодекса РФ процесс совершенствования управления лесопользованием резко ускорился, так как федеральный регулятор наметил своей целью добиться «устойчивого лесоуправления», под которым в «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года» понимается «повышение эффективности государственного управления лесами для гарантированного обеспечения экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов» [О Стратегии развития..., 2018]. Фактически ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство, как в лесное, так и в сопряженное с ним. Более того, Общественный совет при Рослесхозе в апреле 2019 г. принял решение сформировать пакет предложений для разработки концепции нового Лесного кодекса РФ, вероятно, выполняя и Резолюцию Лесного форума 2017 г. [Резолюция..., 2018]. Например, установление «зон контроля за лесными пожарами», которые сегодня подвергаются критике в связи с масштабными природными пожарами в Сибири, было введено только в 2015 г. малозаметным для общественности приказом Минприроды России «О внесении изменений в правила тушения лесных пожаров...» [2015]. По нашему мнению, решение об установлении зон контроля за лесными пожарами соответствует экономическим возможностям государства, то есть является экономически целесообразным. В некоторых субъектах, например в Мурманской обл., эти зоны пока не установлены. Невиданная по масштабам кампания по тушению пожаров в сибирских регионах, в т. ч. и в зонах контроля, является откликом на политизацию события, которое получило огласку во всем мире. Под град критики попали и власти субъектов Федерации, которых осуждают за бездействие и недостаточные меры по предупреждению пожаров. Между тем существующая модель государственного управления лесами во многом и является первопричиной как лесных пожаров вдали от границ зон контроля, так и других проблем в лесном хозяйстве страны. Основные ее черты сегодня следующие. Во-первых, совместное ведение лесами, то есть их правовое регулирование, входит в компетенцию органов государственной власти и Федерации, и ее субъектов, что означает разделение между ними и доходов от использования лесов, и полномочий по их сохранению. Во-вторых, в связи с сохраняющимся делением земель России на категории по целевому назначению все земли категории «лесной фонд» находятся в федеральной собственности, а в собственности субъектов Федерации и муниципалитетов могут находиться только леса, расположенные на землях других категорий. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz