Труды Кольского научного ценра РАН. № 2, вып.11. 2020 г.
Цели государственного управления лесным комплексом были сформулированы в «Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года» [2013]. Нетрудно заметить, что задачи и показатели федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» соответствуют задачам «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года» и критериям государственной программы «Развитие лесного хозяйства РФ до 2024 года» и не превышают эти показатели в период реализации национального проекта. Развитие концепции экосистемных услуг позволило расширить представление о выгодах, которые экономика и население получают от леса, то есть выгоды от леса как от экосистемы [Экосистемы..., 2005; Бобылев, Захаров, 2009; Литвинова, Игнатьева и др., 2016]. В «Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года» появилась формулировка, которая свидетельствует о признании важности вклада глобальных функций лесов в повышение эффективности их использования, охраны и воспроизводства: поставлена задача по «созданию условий для ведения интенсивного лесного хозяйства при сохранении их экологических функций» [Основы..., 2013]. В настоящее время экономической наукой решаются задачи по разработке методик определения стоимостной оценки экосистемных услуг разных экосистем. Некоторые оценки экосистемных услуг лесов уже получены [Бобылев, Захаров, 2013; Логинов, Лыков, 2018], однако с учетом разнообразия лесов наблюдаемое на практике использование экономических оценок экосистемных услуг, полученных для конкретной лесной экосистемы и экологической обстановки, некорректно применять для развития системы платежей за экосистемные услуги других экосистем и компенсаций за них. Вследствие этого органы управления лесопользованием в настоящее время еще не имеют достаточных данных об экономической оценке лесных экосистемных услуг, они не могут учитывать их величину при принятии управленческих решений. Приходится констатировать, что величина экономической выгоды от использования лесных ресурсов занижается и это отрицательно сказывается прежде всего на деятельности отрасли по их воспроизводству. Задача по обеспечению одновременно и интенсивного использования, и интенсивного воспроизводства лесов является противоречивой и чрезвычайно сложной по многим причинам. Выбор в пользу экономической эффективности приходится делать не только среди многочисленных фирм-претендентов на заготовку древесины, но и среди различных видов лесопользования, которых в Лесном кодексе РФ насчитывается 16, и многие из них в некоторых лесных районах еще не получили развития [Лесной кодекс..., 2006]. Например, в Мурманскую обл. новогодние ели и сосны завозят из Тамбовской и из других южнее расположенных районов страны, так как не созданы условия для покупки деревьев местными фирмами у лесхозов и лесничеств. Наиболее сложной и длительной остается процедура перевода земельных участков из категории «земли лесного фонда» в другие категории земель, которую осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) после согласования с Рослесхозом. К ней 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz