Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

способствовало применение методики фотограмметрии, а также тщательная ночная фотосъемка скал с петроглифами. В данной публикации представлены находки пяти новых групп петроглифов. Общее количество выбивок в них (группах) более 40. Эти находки расширяют наши представления о стилистическом разнообразии петроглифов Канозера, о диапазоне высот, на которых выбивались стилистически близкие петроглифы. В данной работе вводятся в научный оборот новые мотивы и композиции наскальных изображений, как имеющие аналоги, так и ранее не характерные для Канозера. Ключевые слова: Канозеро, петроглифы, наскальные рисунки, Фенноскандия, новые находки, археология, наскальное искусство, фотограмметрия, объекты культурного наследия. Vadim A. Likhachev NEW FINDINGS OF CLUSTERS OF PETROGLYPHES ON CANOZERO (PERIOD 2017-2019) Abstract For the period 2017-2019 five new groups of petroglyphs and a significant number of previously unknown ones in already documented panels of petroglyphs were revealed on the rocky islands of the Kanozero Lake. The discovery of petroglyphs was facilitated by the use of photogrammetric techniques, as well as careful night photographing of rocks with petroglyphs. This publication presents findings of five new panels with more than 40 petroglyphs in total. These findings expand our ideas about the stylistic diversity of the Kanozero petroglyphs, about the range of heights above level of the lake on which stylistically close petroglyphs were made. In this work, new motifs and compositions of rock carvings are introduced, both having analogues and previously not typical of Kanozero. Keywords Kanozero, rock carvings, documentation of petroglyphs, new finds, rock art, photogrammetry, objects of cultural heritage. Введение Наскальные рисунки Канозера расположены на островах озера Канозеро (озерное расширение реки Умба) в южной части Кольского полуострова (Мурманская область). Наряду с такими скоплениями, как Альта, Немфорсен, Винген, Беломорск и Онежское озеро, они относятся к крупным скоплениям петроглифов «охотничьей традиции» Фенноскандии [Шумкин, 2000; Poikalainen, 2004; Gjerde, 2010; Колпаков, Шумкин, 2012; Лобанова, 2015; Janik, 2017 и др.], количество рисунков в которых превышает 1000, и являются третьим известным на Кольском полуострове местом находки наскального искусства (рис. 1). Петроглифы Канозера были обнаружены во время экспедиции краеведческого музея Ловозерского ГОКа (п. Ревда) волонтером музея Юрием Ивановым [Иванов, 2001; Лихачев, 2007,2011]. С 1997 по июнь 1999 года петроглифы исследовались экспедициями музея Ловозерского ГОКа [Likhachev, 2018], с сентября 1999-го — Кольской археологической экспедицией (рук. В. Я. Шумкин). Поиск и документация петроглифов ведется с момента их открытия в 1997 году. Некоторые результаты исследований публиковались в ряде статей и книг [Kolpakov et al., 2008; Gjerde, 2010; Лихачёв, 2011]. Наиболее полным каталогом изображений Канозера является книга «Петроглифы Канозера» [Колпаков, Шумкин, 2012], где по состоянию на 2011 год определено более 1200 выбивок в 18 группах на трех островах и одном «материковом» скальном выходе [Колпаков, Шумкин, 2012: 16]. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz