Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

вероятно, занималась лишь какая-то группа населения. Нет сомнения в том, что культ оленя имел большое значение в жизни людей того времени. Святилище Калбак-Таш вначале сформировалось как святилище женщин-прародительниц, связанных с оленями. При исследовании данной темы мы также имели в виду, что одновременно с культом оленя в Горном Алтае существовал и культ быка, наивысший расцвет которого приходится на середину II тыс. до н. э. Считается, что почитание быка появилось примерно в III тыс. до н. э. Если культ быка был почти официальным, то почитание оленя и его культ, скорее всего, занимали сосуществующее положение. Позже, в конце эпохи бронзы — начале железа, бык все же уступил место скифскому маралу. Если обратимся к историко-культурной ретроспективе, то необходимо вспомнить, что в мифах селькупов в качестве прежних предков фигурирует народ туба, живший некогда на юге. Судя по этнографическим материалам, предки тубаларов, зафиксированные в китайских источниках как дубо, предпочитали охоту на лыжах. Рисунки на Калбак-Таше и на ряде других памятников Горного Алтая свидетельствуют о том, что в эпоху бронзы аборигены края обладали различными приемами охоты на оленей, которые сегодня сохранились только у северных оленеводов, а также у тубаларов Горного Алтая. Следует принять во внимание и мнение В. И. Молодина, согласно которому прародина самодийцев могла быть расположена «в регионе между Средней Обью и Енисеем, ориентировочно — вокруг треугольника «Надым — Томск — Красноярск — Енисейск» [Молодин, 2005: 41]. На известном отдалении они находились от иранцев (а также более древних индоевропейцев), так что контакты с ними могли быть слабыми или опосредованными [Там же]. Такое влияние имело место еще в эпоху развитой бронзы через угров и ирано-самодийцев. В качестве наиболее древнего, автотохтонного населения часть протосамодийцев повлияла на формирование генотипа алтайцев наряду с пазырыкцами Горного Алтая. Что касается искусства, то в более отдаленные времена зафиксированы некоторые сходства в наскальном искусстве Сибири и европейской части Севера [Бубенцова, 2012]. В наступившую эпоху раннего железа, с распространением культуры пазырыкцев — скотоводов и воинов, образ марала как наиболее почитаемого и одновременно жертвенного животного приобретает новые канонические черты — черты скифо-сибирского звериного стиля. Согласно сохранившемуся в алтайском эпосе материалу, основу древнего ритуала жертвоприношения составляли столб, жертвенный марал, пища, преподносимая верховному божеству, и совместная трапеза участников. Столб был представлен в виде железного тополя «без сучьев». Моделирующая роль железного столба/тополя (в индоиранской мифологии Железного Кола — Полярной Звезды) свидетельствует о том, что эпический материал также должен был «соответствовать» канонам скифо-сибирского стиля. Было ли оленеводство у народа, который оставил свои ритуальные рисунки на Калбак-Таше, и тем более у пазырыкцев — вопрос еще открытый. Тем не менее косвенные, малочисленные сведения устной истории и сохранившиеся с древности наскальные рисунки свидетельствуют в пользу теории существования таежного оленеводства у народа, населявшего Горный Алтай до распространения пазырыкской культуры. Список сокращений ПМА — полевые материалы автора 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz