Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

от спинной части, другой — от шейной. Оба треугольника «закрепляются» в районе брюха животного. Далее «висят» две полоски. Треугольные полоски на шее и на спине напоминают картину из современного оленеводства, селькупского и тофаларского (рис.). Однако надо иметь в виду, что в таежной зоне Саян упряжного оленеводства не существовало. Значит ли это, что мы неправильно интерпретируем рисунок? Знание об упряжном или верховом оленеводстве могло появиться только в случае, если вообще существовало оленеводство. Примером может служить интерпретация рисунков из наскального искусства Елангаш. В книге «Петроглифы Монголии» (в табл. 64) помещены рис. 1 и 6, на которых, по мнению исследователя, изображены жилища [Окладников, 1980: 28]. Возле «жилищ» нарисованы фигуры, напоминающие бревна с обрубленными сучками, а также геометрические фигуры в виде косых крестов. Возможно, это оленевязы, например, такие, какие были в древности у тофаларов [Пугачев, ЭР]. Внимательное изучение всех «оленьих» рисунков из Калбак-Таша, представленных в книге В. Д. Кубарева [Кубарев, 2011], обнаружило такую закономерность, как сочетание фигур оленей (маралов) с антропоморфными фигурами, которых условно можно назвать женщинами в длинных юбках. Оговоримся, что речь не идет о лесном оленеводстве, но, скорее, может идти о мировоззрении, связанном с оленями и женщинами. Все рисунки мы сгруппировали по методу функциональной устойчивости, предметного окружения и получили варианты «сочетаний» или ассоциативных связей. 1. Изображения охоты на дикого оленя скрадом, с помощью щитка прямоугольной или квадратной формы (рис. 187, 188, 189, 195, 213, 225, 233, 213, 225, 233, 303), треугольной, конусообразной, округлой формы (рис. 89, 115, 150, 187, 188, 202, 294, 313, 321, 324), с помощью ловушек (рис. 73) или засеки (рис. 156, 285, 335). На одном рисунке мы видим так называемый щиток на плече мужчины (рис. 340), на другом — под щитком ноги человека (рис. 188). Здесь же рядом со щитками изображена антропоморфная фигура, которую мы принимаем как женщину с воздетыми вверх руками (рис. 188). Выделяются рисунки, изображающие охоту гоньбой на лыжах. «Лыжниками» мы условно обозначили антропоморфные фигуры с подогнутыми ногами. Фигура нарисована в позе лыжника, отталкивающегося с помощью лыжной палки (рис. 204, 213). Отметим, что охота на дикого оленя скрадом, с помощью щитка до недавнего времени практиковалась самодийцами. Щитком охотились в лесной зоне [Тихонова, 2005: 497; Тучкова, 2005: 346]. У тофаларов в древности на диких оленей могли охотиться и те охотники, которые имели домашних оленей. «Олень < ...> давал огромное преимущество при езде по крутым горам, гольцам, россыпям и моховым болотам < ...> . Олень особенно ценен при охоте за дикими оленями, водящимися летом на самых крутых гольцах в Саянах» [Пугачев, ЭР]. 2. Совместные изображения антропоморфных фигур (женщин) и диких оленей встречаются на Калбак-Таше чаще всего (рис. 150, 156, 173, 288, 303, 315, 322). Причем можно заметить, что на всех рисунках есть нечто особенное, отличное от других в том, что касается оленей или женщин. На одном рисунке женщина с воздетыми руками изображена рядом с олененком и оленем, в подмышках у нее некие шарообразные отростки. На рис. 315 на шее оленухи видим пять вертикальных полос начиная с головы до лопаток. Женщина нарисована сзади, это создает видимость того, что она подгоняет оленуху. На рис. 288 женщина находится рядом с оленухой, в животе которой изображен 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz